Самарская филармония закрыла концертный сезон «Музыкой аристократического салона»
Концерт с таким названием прошел в субботу вечером. В последний раз в этом сезоне в зале филармонии звучали произведения Баха, Моцарта, Дворжака, Чайковского и Гершвина в исполнении камерного оркестра Volga Philharmonic под управлением заслуженного артиста России Георгия Клементьева.
Aвтор:
Георгий ПОРТНОВ
Фото: Татьяна БЕСЧАСТНАЯ
Несмотря на летний зной, послушать музыкантов собрался почти полный партер и балкон. Программу концерта составили преимущественно из произведений, в свое время часто исполняемых в домах аристократов России и стран Европы. Зал перед концертом действительно походил на салон: представительные господа вели непринужденный светский разговор, а дамы обмахивались веерами, предвкушая встречу с классикой.
После третьего звонка, который в жарком зале прозвучал как набат, гостей приветствовала лектор-музыковед Ирина Цыганова, рассказавшая собравшимся о том, что они услышат. Оркестр открыл концерт арией из третьей оркестровой сюиты Баха, играя, как и принято в салонах, без дирижера.
Георгий Клементьев появился, лишь когда ансамбль перешел к исполнению «Маленькой ночной серенады» Моцарта. Дирижируя, маэстро усмирял неугомонную публику, которая то и дело норовила нарушить таинственную тишину между частями произведения бурными аплодисментами.
После этого зрителей ждал небольшой сюрприз. Появившаяся на сцене солистка филармонии Оксана Антонова сначала восславила Деву Марию, спев Ave Maria Джулио Каччини, а затем, перевоплотившись в Лауретту из оперы Пуччини «Джанни Скикки», воспела простые земные радости. Еще одним подарком стала виртуозно исполненная Антоновой знаменитая и актуальная для сезона колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» Гершвина. Публика благодарила солистку заслуженными криками «браво».
Но особенно сильно прозвучала в исполнении оркестра торжественная серенада для струнного оркестра Дворжака – произведение, написанное композитором в годы счастливой семейной жизни после рождения первенца. Не успел зал отойти от произведенного композицией впечатления, как зазвучал сложнейший фрагмент редко исполняемого в Самаре секстета Чайковского «Воспоминание о Флоренции» - произведение, по инициативе художественного руководителя Volga Philharmonic специально разученное оркестром для этого концерта в Самаре и гастролей за рубежом. Флоренция, напомнила слушателям перед началом Ирина Цыганова, в восприятии Чайковского, как и многих творческих людей его времени, была раем на земле. Но в сознании композитора Флоренция была связана с моментом творческого подъема: во время пребывания здесь Чайковский написал за 44 дня черновой вариант оперы «Пиковая дама», после чего сделал наброски «Воспоминания о Флоренции». Звуки пронзительного произведения, судя по реакции зала, взволновали публику. Достойную же точку в концерте и всем сезоне поставил исполненный торжества жизни Чардаш Витторио Монти.
Под овации вставших зрителей музыканты вышли на прощальный поклон, а Ирина Цыганова пожелала публике приятно провести лето.