+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

В ожидании «Реквиема»

Четыре хора и оркестр под руководством дирижер Матиаса Ханке исполнят в филармонии шедевр Брамса

На сцене Самарской филармонии 2 сентября в рамках Года России в Германии и Германии в России прозвучит "Немецкий реквием". Его исполнят немецкий хор церкви Святого Мартина, концертный хор "Ювентус" бывшего пединститута, мужской губернский хор "София" и женский хор регентского отделения Самарской духовной семинарии в сопровождении Академического симфонического оркестра под управлением Матиаса Ханке. Корреспондент "Волга Ньюс" побывал на их открытой репетиции.

Aвтор: Георгий ПОРТНОВ
Фото: Андрей САВЕЛЬЕВ 

Подобные хоровые проекты - не редкость для директора церковной музыки, руководителя хора церкви Святого Мартина из города Зиндельфинген Матиаса Ханке. На своей родине он постоянно работает с коллективами из исполнителей разных возрастов, от самых маленьких музыкантов до пожилых людей, и выступает также в качестве органиста.

В Самаре же, где Ханке периодически бывает, он предстает чаще в ипостаси дирижера и в рамках российско-немецкого проекта готовит важные, редко звучащие музыкальные произведения с местными и иностранными исполнителями. Так, в 2008-м руководитель хора Святого Мартина представлял ораторию "Сотворение мира" Гайдна. В 2010-м, тоже в начале сентября, он выступал вместе с солистами и коллективом из Германии и Испании: они пели ораторию Феликса Мендельсона "Илия".

В этот же раз маэстро созрел для "Немецкого реквиема" Брамса. Напомним, что композитор сочинил реквием на смерть матушки, которую очень любил. По замыслу автора, тексты вкупе с музыкой должны были придать душевных сил своим слушателям. Произведение получилось эмоционально настолько сильным, что на его премьере на Страстной неделе 10 апреля 1868 г. в кафедральном соборе в Бремене с первых звуков на глазах у публики выступили слезы.

Выбор столь грандиозной и неоднозначной композиции для исполнения в Самаре потребовал соответствующего замаха, большого состава участников и достойного уровня организации. Самарская филармония готовила проект совместно с посольством Германии в России, министерством культуры Самарской области, Институтом имени Гете, Евангелической церковью Штутгарта, администрацией этого города и Самары, Евангелическо-лютеранской общиной Святого Георга и региональным центром немецкой культуры "Надежда".

Для Ханке подобный проект стал большим событием в творческой биографии и своеобразным экспериментом. Если начинал он в Самаре с немецкими музыкантами и хором, лишь дополняя состав выступающих солистами из русского симфонического оркестра, то в эти дни маэстро впервые работает с российским оркестром и сборным хором, на две трети состоящим из русских солистов.

Для Матиаса принципиальным было включение в состав исполнителей молодых солистов с музыкальным образованием. Ведь, с одной стороны, "Немецкий реквием" - сложнейшее произведение, требующее основательной подготовки. С другой стороны, Ханке прекрасно понимает, как важны для молодых солистов новый опыт и проба себя в работе над серьезным произведением под руководством мэтров. Именно поэтому большинство из почти сотни участников сборного хора - молодежь.

Подготовка к концерту проходила основательно и заняла больше недели. Сначала хористы разучивали "Немецкий реквием" по отдельности. Когда же в Самарскую губернию приехал Ханке, он первым делом собрал на сцене филармонии местные хоры. 30 августа днем на репетиции, которую посетил корреспондент "Волга Ньюс", артисты и дирижер были исполнены спокойствия профессионалов.
Казалось, происходит дежурная репетиция. Дирижер, одетый в брюки и белую рубашку, с помощью переводящего его речь пастора Евангелическо-лютеранской общины Святого Георга Ольги Темирбулатовой сдержанно объяснял светски одетым хористам, как петь, а оркестрантам - какие части произведения и как нужно играть. Потом, дирижируя, слушал результат и вновь инструктировал исполнителей.

Но стоило зазвучать торжественной музыке в сочетании с хоровым пением, как немногие присутствующие в зале (СМИ да несколько педагогов бывшего пединститута) проникались ощущением грандиозности происходящего. Через некоторое время, когда оркестранты с хористами наконец образовали органичный синтез, маэстро, казалось, сам застыл, с удовольствием вслушиваясь в звуки. По жесту Ханке исполнители спешно закрывают нотные тетради и торопятся к выходу, но Маттиас напоминает, что репетиция повторится снова на следующий день. В пятницу к составу самарцев присоединяются уже гости из Зиндельфингена….

"Брамс написал это произведение не для немцев, а для всех людей, - считает Ханке. - Не случайно первое название данного произведения было "Реквием для людей", а не "Немецкий реквием". Брамс хочет показать в этом произведении то, что мы появляемся на этой земле благодаря Создателю и, пробыв на ней короткое время, затем возвращаемся к Нему же. Думаю, что композитор желал того, чтобы мы услышали данное произведение и задумались над смыслом бытия".

Пофилософствовать и просто насладиться музыкой теперь пришла очередь и для самарских слушателей. Начало воскресного концерта - в 18:30.