На премьере «Немецкого реквиема» в филармонии публика плакала от счастья
2 сентября зал Самарской филармонии был забит до отказа. Самая разнообразная публика слушала «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса в исполнении четырех хоров и академического симфонического оркестра филармонии под управлением немецкого дирижера Маттиаса Ханке. Представление получилось впечатляющим.
Aвтор:
Георгий ПОРТНОВ
Фото: Андрей САВЕЛЬЕВ
Концерт прошел даже лучше, чем можно было предположить на открытой репетиции в прошлый четверг, о которой «ВК» уже писала. С того дня Маттиас Ханке успел отрепетировать Брамса еще и с немецким хором церкви Святого Мартина. Оркестранты же с хорами (хор церкви Св. Мартина, концертный хор «Ювентус» ПГСГА, мужской губернский хор «София» и женский хор регентского отделения Самарской духовной семинарии) разучивали «Немецкий реквием» и оттачивали мастерство его исполнения еще за много месяцев до концерта. Но и во время последних репетиций исполнители, по словам маэстро, проникшись духом произведения, работали вдохновенно и самозабвенно. Для многих из них это было едва ли не первое серьезное выступление. Например, для хористки регентского отделения Самарской православной духовной семинарии Елены Агафоновой. «Я рада участвовать в подобном проекте, потому что это большой опыт работы не только с оркестром, но и с иностранным дирижером, - рассказала девушка перед концертом. - У него есть чему поучиться. Сам по себе «Немецкий реквием» очень важен. Мудрость Священного писания, на тексте которого построено произведение Брамса, поучительна для верующих. Это произведение настолько эмоционально и духовно сильно, что в некоторых моментах меня даже пробирала дрожь».
Организаторы мероприятия сделали все для того, чтобы донести посыл «Немецкого реквиема» до самарской аудитории. О его роли и значении много слов было сказано перед концертом. Когда публика, хоры и оркестранты заняли свои места, с приветственным словом перед гостями неожиданно выступила руководитель управления развития реформ министерства культуры Самарской области Юлия Пицик. Сменивший ее представитель Самарской и Сызранской митрополии архимандрит Вениамин Лабутин передал благословение митрополита Самарского и Сызранского Сергия, напомнил о связях России с Германией и о важности для человека «слышать голос вечности в своем сердце». А один из организаторов этого проекта пастор Маркус Шох рассказал о связующей людей разных национальностей и религиозных конфессий силе искусства. Краткую историю произведения Брамса рассказала лектор-музыковед Ирина Цыганова, а те, кому этого было недостаточно, могли узнать об идейной составляющей сочинения из текста видеопроекции на экране над сценой - в течение всего концерта на нем показывался русский перевод текста «Немецкого реквиема».
С формальностями покончено, свет гаснет, лишь слегка подсвечена сцена. Ханке взмахивает палочкой, и хор поет, образуя единое целое с оркестром. Музыканты мгновенно погружают слушателя в состояниe скорби, которой пропитана первая часть реквиема. Траурность второй части неожиданно перебивается мотивами надежды и возможной радости. После нее зал, не удержавшись, аплодирует. Но маэстро слишком сосредоточен и погружен в произведение, чтобы реагировать на происходящее в зале. С лирических третьей и четвертой частей исполнители переходят к пятой, где страждущее сопрано солистки Ангелики Лентер пытается утешить хор. В шестой части хористы окончательно утверждают тему победы жизни над смертью. Звучание хора исполнено такого торжества и радости жизни, что на глазах некоторых слушательниц выступают слезы. И если охарактеризовать этот концерт одним словом, то правильнее всего было бы назвать его умиротворяющим. Собственно, «Немецкий реквием» и задумывался Брамсом как утешение всем печалящимся. И хористы с оркестром под управлением Ханке бережно и очень точно донесли до слушателя его суть своим мастерским исполнением.
«Немецкий реквием» давно отзвучал, но овации еще долго не стихали. А благодарные слушатели несли исполнителям все новые букеты. После такой реакции музыканты не могли не выйти на бис. Овации стали громче, а «Браво!» публика уже скандировала. Похоже, лучшего концерта для открытия сезона в филармонии придумать было невозможно.