
Йоханнес Майр и Дамир Дантес устроили в Самаре впечатляющее представление
В конце минувшей недели в филармонии начался VI Международный фестиваль органной музыки «Королевские аудиенции». Он открылся совместным концертом органиста-импровизатора Йоханнеса Майра и мима Дамира Дантеса. Сначала они представили несколько веселых сценок, а потом обыграли разные эпизоды из всемирной истории.
Aвтор:
Георгий ПОРТНОВ
Фото: Игорь КАЗАНОВСКИЙ
Орган неакадемический
Этот, пожалуй, самый необычный и неакадемический концерт за всю историю «Королевских аудиенций» собрал полный зал. Со вступительным словом выступили органистка Людмила Камелина и музыковед Ирина Цыганова. По их сценической свободе и торжественному настрою было ясно: должно произойти что-то особенное. Об этом говорил и «послужной список» выступающих исполнителей. Йоханнес Майр – выпускник Высшей музыкальной школы Штутгарта, ученик Людгера Ломанна, Харальда Куглера и Виллибальда Бельцера. Одно время он работал кантором в Бад Вурцахе, преподавал в высших музыкальных школах Аугсбурга, Нюрнберга, Тюбингена, Штутгарта. В 2011-м он стал органистом кафедрального собора Святого Эбергарта в Штутгарте. Майр блестяще играет шедевры органной музыки, начиная хрестоматийными Моцартом с Бахом, но больше известен как органист-импровизатор. Если на других органных фестивалях России он выступает, скорее, как исполнитель классики, то в Самаре на «Королевских аудиенциях» Йоханнес в неожиданных для слушателя проектах раскрывает свой импровизаторский талант. Например, в 2010-м на «Королевских аудиенциях» он в качестве тапера озвучил два немых фильма – «Я не хочу быть мужчиной» немца Эрнста Любича (1918) и дебют легендарного Всеволода Пудовкина «Шахматная горячка» (1925).
Напарник Майра по сцене Дамир Дантес – уроженец Югославии, профессионально изучивший ряд танцевальных стилей в Швейцарии. С начала 1990-х он увлекся пантомимой и с 1992-го по 2004-й посещал мастер-классы Марселя Марсо и Петера Макаля. Сейчас Дантес преподает свое искусство в Хайдельберге и Цюрихе. Многие его ученики, взрослые и дети, выступают в составе Мимического театра Дамира Дантеса по всей Европе.
«Чемодан»
Лишь смолкли речи, за органом устроился Йоханнес Майр. Работая руками и ногами, он сыграл торжественное вступление, соткав из хаоса звуков красивую композицию. Через мгновение после нее, когда притушенный свет вновь зажегся, а Ирина Цыганова объявила сценку «Чемодан», в центре сцены появился этот реквизит, на котором восседал мим, как и положено, с покрашенным белой краской лицом. Сначала он все пытался управиться с непослушными руками, неприподъемной шляпой, затем танцевал с одеждой из тянущегося материала – она олицетворяла его партнершу, которая, уйдя, буквально заставляла сердце героя выпрыгивать из груди. Из этого конфликта вещей и тела рождалось одновременно комическое и трагическое действо. Несколько минут назад пустовавшая сцена в считанные мгновения благодаря таланту Дантеса заполнилась деталями прекрасного мира, который можно было буквально потрогать руками.
Эту возможность Дамир предоставил и зрителям. Примерив в следующей сценке всевозможные людские маски, он отправился в зал. Набрав добровольцев от мала до велика и выстроив их на сцене по росту, мим вручил им воображаемые инструменты, сам же выступил в качестве взыскательного дирижера. От души веселя зрителей, он как следует покритиковал новоявленных оркестрантов, прежде чем те научились слаженно «музицировать». Их успехи зал приветствовал еще более громогласными аплодисментами, чем сольные выходы Дантеса. А он тем временем уже учил публику дружно хлопать. В следующей сценке он с юмором показал типажи посетителей метро от сварливой бабушки до куражистого тинейджера.
Всемирная история
С первой сценки Дантес очаровал зрителя. Публика молча внимала его диковинному для наших краев искусству. В зале воцарилась та самая необходимая для пантомимы ритуальная тишина, не прерываемая даже фирменным филармоническим кашлем и мелодиями рингтонов. Впрочем, их, как и многие другие звуки мира, точно воспроизводил на органе Майр. Все это время он, наблюдая за происходящим, на ходу подбирал к каждой сценке точную мелодию, задавая нужное настроение. Второе действие, которое тоже открылось импровизацией органиста, посвятили всемирной истории. Теперь Дантес под мелодии Майра показал путь человека от необразованного неандертальца к гениальному изобретателю. Впрочем, это был не столько гимн человеческим возможностям, сколько взгляд на парадоксальную природу нашего мира, в котором личность, на заре человечества свободная и раскрепощенная, в итоге падала жертвой своих изобретений и сама становилась машиной. В последней и эмоционально наиболее сильной части представления с помощью рук Дамир сыграл спектакль. Сплетая пальцы в причудливые фигуры, он за несколько минут понятным без слов языком раскрыл все перипетии отношений между двумя живыми существами. Было видно, что Дантес знает о человеческой природе все и с помощью мимики, жестов может часами говорить о них. Некоторых сидящих в зале это представление растрогало до слез. Большая же часть аплодировала стоя, а ряд настойчивых поклонников, не сдерживая эмоций, отправились за кулисы обнимать, брать автографы и фотографироваться с артистами. Интервью с Дамиром Дантесом читайте на «Волга Ньюс».
Дамир Дантес, профессиональный мим, танцор, руководитель Мимического театра:
- У нас с Иоханнесом Майром есть общий знакомый. 8 лет назад он свел нас и предложил нам работать вместе. С Иоханнесом работать легко и интересно. Он большой профессионал, выдающийся импровизатор. Работая с ним, я чувствую, как он следует за мной. Слыша новые нотки, неожиданные эмоциональные импульсы в его игре, я сам как-то реагирую на происходящее, дополняю казалось бы готовый материал новыми решениями, потому что мне интересен творческий процесс.
Людмила Камелина, органистка, заслуженная артистка РФ, художественный руководитель фестиваля органной музыки «Королевские аудиенции»:
- Фестиваль «Королевские аудиенции» позволит своему главному герою - органу раскрыть все свои таланты, уникальные возможности. Он будет полновластным, единоличным хозяином сцены и предстанет во всем блеске. Честно говоря, сегодняшний концерт не только в хорошем смысле перевернул мое представление об органной музыке, но и впервые открыл мне искусство пантомимы, с которым раньше я не была так хорошо знакома.