Ведущий гитарист Швеции подарил самарцам два часа классической музыки

Во вторник в Самарской филармонии с сольным концертом выступил исполнитель музыки на классической гитаре Георг Гуяш из Швеции. Без остановки и лишних слов практически в полной тишине он блестяще сыграл насыщенную программу из лучших произведений трех столетий.
Aвтор:
Георгий ПОРТНОВ
Фото: Андрей САВЕЛЬЕВ
Для выступления Георга Гуяша характерна полная эмоциональная отрешенность, исполнительская легкость и при этом — поглощенность происходящим
Всесторонний гитарист
Этим концером открылся абонемент «Виртуозы гитары». Такое определение вполне подходит к исполнительскому уровню Георга Гуяша (в латинской транскрипции — Gulás). Как гитарист он получил солидное и разнообразное музыкальное образование. В 1990 году Георг закончил Колледж музыки в Мальмё, продолжил учебу в Аликанте (Испания), а потом и в Королевском колледже музыки в Стокгольме, который окончил в 1998-м. Виртуозность исполнения Гуяш оттачивал в Джулиардской школе музыки в Нью-Йорке и Школе музыки в Париже. Впоследствии как солист Георг выступал с Королевским Стокгольмским филармоническим оркестром. Также Гуяш много записывался на радио Нью-Йорка, Вашингтона, «Радио-Барток» в Будапеште и «Радио Франс» в Париже. Георг выпустил ряд CD с произведениями Баха, Альбениса, Момпу. Но помимо классики он любит исполнять и произведения современных шведских композиторов, которые те пишут специально для гитариста.
Музыку Гуяша уже полюбили слушатели Японии, США, стран Латинской Америки и Европы. Россия открыла имя Георга в начале столетия. Особенно ярким было выступление музыканта на II Международном гитарном фестивале в Новосибирске в 2004-м, когда восторженные слушатели встречали его овациями. Видимо, наслышанные о его исполнительском даре, самарцы заняли почти все места в зале филармонии. исполнителя представила лектор-музыковед Ирина Цыганова.
Игра «для себя»
Название программы «От фуги до «Кумпарситы», с которой выступал гитарист, полностью соответствовало звучащим на сцене произведениям: Гуяш исполнил ряд композиций, начиная сочинениями композиторов XVIII века и заканчивая шедеврами начала XX столетия. Поприветствовав публику кивком и усевшись на стул, немногословный Георг открыл концерт прелюдией, фугой и аллегро для лютни ми-бемоль мажор своего любимого композитора Баха. Затем перешел к темпераментному «Фандангильо» Хоакина Турины. Гуяш играл со спокойствием поглощенного любимым занятием человека. Это состояние сообщалось и залу: в промежутке между произведениями публика еще долгое время молчала вместе с музыкантом, словно переживая композиции, прежде чем взорваться аплодисментами.
При взгляде на непринужденное исполнение Георга в голову невольно приходило сравнение с другим именитым классическим гитаристом — Константином Окуджавой из Тольятти, который пусть и не может пока похвалиться таким же послужным списком, что и Гуяш, но имеет все шансы достичь такого же исполнительского мастерства. Если Окуджаве свойственна экспрессия, привычка выстрадать и глубоко пережить каждое произведение во время исполнения, что видно и по его мимике, и по технике игры, то для Гуяша, напротив, характерна полная эмоциональная отрешенность, исполнительская легкость и при этом — поглощенность происходящим, когда лишнее переживание только мешает качеству звучания. Перед выступлением швед долго настраивается на тишину в зале, в себе и лишь после этого играет «для души», как играют для себя, а не для публики, — состояние, к которому в идеале стремятся все гитаристы. Зритель же становится участником этого самодостаточного действа, по-хорошему завидуя увлеченности и буддистскому спокойствию музыканта.
Человек-оркестр
На концерте как истинный профессионал Гуяш не только играл, но и внимательно слушал свое исполнение, успевая прямо во время игры, когда это было необходимо, настраивать инструмент. Интересно, что, играя в одиночку, Георг порой имитировал целый оркестр, от ударных до духовых, используя целый комплекс необходимых приемов. Гитарист расставлял нужные акценты, не пропускал ни одной ноты, и зритель не мог аплодировать, пока не прозвучит последний аккорд и не пройдет необходимая финальная пауза, придающая особый эффект исполненному произведению.
Второе отделение получилось еще более динамичным: Георг сыграл сюиту Доменикони «Коюнбаба», которая часто звучит в филармонии, а затем перешел к танго и окончательно покорил зал филигранным исполнением знаменитой «Кумпарситы» Родригеса. Эмоциональность танго сделала свое дело: восторженная публика несла Георгу, который уже хотел было уйти, все новые букеты, и тот награждал дарителей троекратным русским поцелуем. Среди слушателей были и очарованные игрой Гуяша начинающие гитаристы. Один из них вышел к музыканту со своим инструментом, и швед тотчас расписался на его корпусе.
А когда воодушевленный паренек удалился, растроганный Георг все же решил сыграть на бис, предварительно обратившись к залу по-английски: «На прощание я исполню вам мою самую любимую композицию. Она такая же очаровательная, как и первый поцелуй». И с особенным благоговением и трепетом сыграл финальное произведение, после чего откланялся.
Ирина Цыганова, лектор-музыковед самарской филармонии:
- Георг Гуяш признан одним из лучших музыкантов Скандинавии и концертирующих исполнителей, сольно выступающих в Америке и странах Европы. В последнее время он часто бывает в России. В середине октября он участвовал в фестивале камерной музыки и побывал в Гатчине, Петрозаводске, Архангельске. Но на волжской земле он музицирует впервые. Гуяш признался, что его очаровали виды Жигулей и осенние пейзажи волжских берегов. Георг имеет обширную дискографию, а сейчас он работает над записью сочинений Баха для лютни.
Георг Гуяш, шведский исполнитель классической музыки на гитаре:
- Вообще я выступал во многих странах и видел разных слушателей. В Японии, например, публика очень тихая, молчаливая, сдержанная, и трудно понять, нравится ли им звучащая музыка или нет, пока они не начнут аплодировать. Итальянцы, напротив, предпочитают много говорить о музыке и всячески выражать свои эмоции. Но в России публика особая. Когда я играю, я чувствую, что музыку здесь хорошо понимают, любят, а музыкальные традиции знают. Именно поэтому мне особенно приятно выступать в вашей стране.