+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

День рождения органа, или Несколько мыслей об органной жизни в Самаре

В Самарской филармонии отметили День рождения органа. В этот чудесный праздник принято дарить подарки, признаваться в любви и высказывать самые добрые пожелания. Мне не хочется отступать от общепринятой традиции, тем более что орган – это инструмент, которому я безмерно предана и без общения с которым боюсь даже представить свою жизнь. В то же время – хотя дата и не велика – есть повод подвести некоторые итоги, осмыслить, какую нишу занял филармонический орган в музыкальной культуре Самары и можно ли в принципе говорить об органной жизни в нашем городе.

Что касается праздничного концерта, то он произвел весьма странное впечатление. Название интригует – «Орган в море Лаптевых», но объясняется очень просто – в концерте принимала участие музыкальная семья Лаптевых: мама Ирина (виолончель) и папа Нико-лай (альт) – доценты Казанской консерватории, заслуженная и народный артисты Республики Татарстан, их дочь Анастасия (скрипка) – аспирантка той же консерватории, лауреат международного конкурса.

Другой «изюминкой» программы стало искусство художницы Галины Беляевой, рисующей песком, – открытие для многих зрителей. Особенно интересным показался мне строй образных ассоциаций к знаменитому Адажио Т. Альбинони: я следила за происходящим на экране и всё время ловила себя на мысли, что музыка идет фоном и нить ее постоянно теряется. Поэтому когда в заключение концерта был объявлен Квартет для скрипки, альта, виолончели и органа М. Дюпре – произведение мне неизвестное, то намеренно не стала смотреть на экран, чтобы иметь возможность получить целостное впечатление именно о музыкальной концепции цикла.

Необычайно удивила «хозяйка органа» Людмила Камелина, которую я очень ценю как профессионала, открывшая концерт исполнением «Музыканта» Б. Окуджавы под гитару, видимо, настроив таким образом зрителей на доверительную волну. Ожидания тех, кто пришел послушать орган, не оправдались. Хотя из афиши и состава исполнителей было понятно, что орган будет звучать вместе со струнными, но по всем законам жанра виновник торжества должен был хотя бы один раз (!) оказаться в центре всеобщего внимания. Но орган «в море Лаптевых» утонул.

В целом происходившее на сцене производило впечатление какого-то «махрового» постмодерна, совершенно не соотносившегося с той действительно прекрасной музыкой В. А. Моцарта, И. С. Баха, Й. Рейнбергера, которая исполнялась. Быть может, в стремлении привлечь слушателей, завоевать широкую аудиторию у организаторов теряется чувство меры, падает в пропасть вкусовая планка?

К счастью, этот концерт все-таки исключение, хотя досадное. Попав 12 лет назад на самарскую почву, орган, несущий на себе печать многовековой традиции, сам стал формировать местные традиции. Так, в филармонии уже на протяжении нескольких лет существу-ют постоянные циклы: «Органный Олимп», приглашающий ведущих органистов мира, фестиваль «Королевские аудиенции», развивающие идею «орган +». Особенно хочется отме-тить «персональные» абонементы Л. Камелиной – детский и взрослый. Они имеют просветительскую направленность и знакомят слушателей каждый раз с какой-то отдельной ветвью органного искусства. Например, цикл «Органные столицы мира». Л. Камелина сама играет, сама рассказывает, сама показывает. И здесь видеоряд, демонстрирующий самые знаменитые, поражающие своей красотою и несхожестью друг с другом органы, более чем уместен. К сожалению, давно не попадала на концерты детского органного абонемента, но то, что видела раньше, было увлекательно, познавательно, со вкусом сделано.

Так, в целом, складывается весьма интенсивная концертная жизнь органа в филармонии, практически всегда собирающего полный зал слушателей.
Однако не совсем корректно ограничивать органную жизнь и органную культуру Самары стенами филармонии. Конечно, этот орган самый большой, самый величественный, но не единственный. В музыкальном училище находится электроорган, и более 30 лет (пусть с перерывами) органный факультатив ведет Т. М. Поберёзкина. Среди ее учеников есть и те, кто продолжил органное образование. Из последних выпусков можно назвать А. Учайкину и Е. Спиркину. В академии культуры и искусств у пианистов с этого года введен предмет «Орган» как дополнительный инструмент. Пока в академии нет своего органа, и по договоренности занятия проходят в кирхе. В лютеранской церкви орган установлен почти 10 лет назад: он звучит каждое воскресенье на богослужении, проходят органные концерты, причем по уровню, часто не уступающие филармоническим. Все эти маленькие очаги органной жизни каким-то образом взаимодействуют, при этом главный орган и его хозяйка намеренно дистанцируются от происходящего. К сожалению…

Завершить все-таки хочется на оптимистичной ноте и пожелать филармоническому органу стать центром органной жизни Самары, дающим импульсы для ее развития в нашем городе, а также «технического» здоровья (и здоровья его преданному мастеру и хранителю Ю. Н. Савельеву) и новых талантливых исполнителей.

Анна Карпова, кандидат искусствоведения, доцент СГАКИ