+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Джаз без акцента

Игорь Вощинин

Даниил КРАМЕР закрывал свой абонемент «Стили джаза» в Самарской филармонии программой, в которой мирно уживались джаз и академическая музыка.

Пианисты Даниил Крамер и Валерий Гроховский не впервые вместе выходят на самарскую сцену. Да у них и вообще немало общего. Оба почти одновременно окончили знаменитую Гнесинскую академию (Валерий прошел в ней все ступени – школу, училище и институт) и еще в молодом возрасте отличились на солидных международных конкурсах: Крамер – на Малеровском конкурсе, а Гроховский – на конкурсе имени Бузони. Ныне оба заведуют кафедрами эстрадного искусства и джаза: Даниил – в Институте современного искусства, а Валерий – в Гнесинской академии (в феврале сменил на этом посту ушедшего в отставку ветерана джазового образования Игоря Бриля). Опыт преподавательской работы у Валерия есть. Он еще в 1991-м был приглашен на должность профессора в техасском университете.

Крамер и Гроховский – оба прирожденные солисты, обладающие организаторскими способностями и умеющие сплотить вокруг себя самых разных партнеров, и найти новые формы популяризации музыки.

После отъезда Гроховского из России пути музыкантов надолго разошлись. Валерий восемь лет жил во Франции, и именно там в 2002 году произошла их новая встреча. Сегодня об этом музыканты вспоминают со смехом. В Париже Валерий пришел за кулисы, где с гастролями выступал Крамер, и обратился к Даниилу: «Угадай с трех раз, кто я такой…» Угадать Даниил не смог – прошло много лет. Зато потом было много радости от этой встречи, и с тех пор музыканты стали часто выступать вместе.

Также со смехом Валерий вспоминал о начале своей стажировки в США в 1990-м. Профессор Иллинойского университета, к которому его направили, тогда сказал стажеру: «Я знаю, что в Советском Союзе джаз был запрещен, но ничего страшного – завтра мы начнем занятия и все поправим». На другой день Валерий без предварительных репетиций сыграл со студенческим биг-бэндом какую-то заданную тему. Профессор был поражен и сказал: «Ну вот, на этом наши занятия будем считать законченными, начинаем работать».

На самарском концерте дуэта Крамер – Гроховский звучали оджазированные версии классиков. Вначале Даниил своим рассказом ввел слушателей в историю синтеза музыкальных жанров и появления стилей «кроссовер» и «третье течение». Первую же исполненную дуэтом композицию он назвал сочинением, которое очень любят все женщины, и прозвучал «Свадебный марш» Мендельсона. Далее в программе были Шопен, Бетховен и, конечно же, Бах и Моцарт. Затем Валерий Гроховский дал вдруг «обратный ход»: исполнил «Summertime» Джорджа Гершвина в виде полифонических вариаций. Мелодия, которая у всех на слуху как джазовый стандарт, неожиданно заблистала многоголосием, основанном на одновременном гармоническом сочетании и развитии переплетающихся мелодических рисунков.

И Крамера, и Гроховского отличает очень уважительное и деликатное отношение к музыкальному подлиннику, к авторской идее, поскольку малейшая небрежность здесь может превратить музыку в откровенную пародию на уровне «фокстротного гопака» или в пошлость, даже в кощунство. Исполнители обладают тонким музыкальным вкусом, а осторожный музыкальный юмор порой демонстрировал почтительное отношение к великим композиторам. И когда Гроховский в своих импровизациях переходил на уникальный традиционный фортепианный стиль «страйд», которым пианист владеет блестяще, это не выглядело чужеродно.

О высочайшем профессионализме обоих музыкантов упоминать совершенно излишне – свою блестящую технику они демонстрировали в Самаре неоднократно. В последнем концерте пианисты позволили себе и шуточный, но требующий совершенной техники трюк «двое как один». Импровизация, начатая в быстром темпе одним пианистом, моментально подхватывалась и продолжалась на этом же рояле другим, затем эта смена исполнителя несколько раз повторялась. И если не видеть молниеносно сменяющих друг друга на стуле у инструмента пианистов, то создается полное впечатление, что играет вообще один – никаких стыков и мелодических швов!

В программе концерта звучали, конечно, и чисто джазовые композиции. Совершенно сумасшедшие пассажи роялей, вызвавшие шквал аплодисментов зала, звучали и в «Take The A Train», и в «Tee For Two». Даниил Крамер в Самаре уже, можно сказать, «свой человек», а Валерий Гроховский, кроме их совместных выступлений, был в Самаре один раз, когда привозил к нам американскую певицу Стефани Накозян.

До концерта пианист рассказал автору, что в Москве он обосновался достаточно капитально, его уже более 20 лет именуют и российским, и американским музыкантом, а на афишах рядом с его именем в скобках печатают Россия – США. На родине Валерий играл практически со всеми ведущими музыкантами джаза, включая Анатолия Кролла, Игоря Бриля, Сергея Манукяна. Сейчас Гроховский регулярно выступает и со своим российским трио, в котором, кстати, на контрабасе играет начинавший в Самаре Антон Ревнюк. Валерий считает Антона сегодня лучшим из всех молодых российских басистов.

Музыкант обзавелся несколькими джазовыми абонементами, в том числе в столичном Международном доме музыки, в филармониях Екатеринбурга, Челябинска и Перми. Его радуют происходящие в стране изменения в мире культуры. Он поразился, что еще во время эпизодических приездов в Россию ему удавалось здесь послушать американских джазовых музыкантов, которых он, много лет живя в Штатах, услышать не смог.

Что же касается джазовых интерпретаций академической классики, то к ним Валерий обратился давно. Его педагог по Гнесинке вначале искренне возмущался: «Это черт знает что! Как вы можете это играть?!» Но позже, когда Валерий показал ему диск, на котором он записал сочинения Баха вначале в классическом варианте, а затем – в джазовой интерпретации, профессор вдруг задумался: «Нет, это черте что. Вы нашли какое-то интересное соотношение, и музыка Баха приобрела интересный оттенок. Это забавно».

С программами оджазированной классики Валерий Гроховский дал много концертов в России, а также объехал многие страны Европы. После концертов в Германии пресса писала, что с творениями великого Баха русский американец Гроховский выглядел лучше, чем Жак Лусье (французского пианиста, признанного авторитета в стилистике оджазированного Баха).

Валерий подарил автору этих заметок диск, где он записался в трио с такими гигантами, как контрабасист Рон Картер и барабанщик Билли Кобэм. Многие американские коллеги Гроховского признают, что этот русский пианист американский джаз играет совершенно без акцента. А это – высшая оценка родоначальников мирового джаза.
Материал подготовлен при содействии «Радио-Самара-Максимум»