+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Файн & Файн – fine!

Игорь Вощинин

Джаз – уникальный музыкальный жанр, в котором сосуществуют сегодня около 30 разных стилей и направлений. Причем сосуществуют порой довольно сложно, поскольку любители диксиленда или рэгтайма далеко не всегда воспринимают музыку стиля хард-боп или фанк. Более того, фанаты, скажем, весьма демократичного стиля «свинг» часто отказывают авангардному «фри» вправе именоваться джазом, – настолько разными по своим музыкальным характеристикам являются эти стилевые направления.

В конце марта третий концерт своего филармонического абонемента «Азбука джаза» Григорий Файн назвал «Новые горизонты джаза», и здесь музыкант попытался представить слушателям именно разностилевой джаз.

На афишах сегодня рядом с фамилией пианиста в скобках указывается Самара-Москва. И это не случайно, поскольку самарские любители музыки на местных сценах Григория Файна видят довольно редко. Кроме упомянутого филармонического абонемента «Азбука джаза», постоянных программ в Самаре у нашего знаменитого музыканта, увы, нет. Но уже с 2004 года в Москве, в Международном доме музыки идет его джазовый абонемент, пользующийся большим успехом.

В этом абонементе в новом сезоне запланирована программа «Файн family show», в которой на сцену вместе выйдет часть музыкального семейства Файнов: дети Григория – Юлия и Дмитрий, а также семилетний внук Петя. В том же Доме музыки пройдет цикл представлений трех музыкальных сказок Файна-композитора с участием джазового ансамбля и симфонического оркестра «Русская филармония». В зале Московской консерватории идет абонемент «Панорама джаза» с трио Григория, а в Зале на Поварской – абонемент «Джазовые пианисты», в котором, кроме Файна, выступят Даниил Крамер и Валерий Гроховский.

Интересные творческие планы традиционно у Григория Файна выстраиваются со сценами его родного Нижнего Новгорода. Здесь так же идет постоянный джазовый абонемент и концерты с участием музыкантов Москвы, Нижнего Новгорода и зарубежных гостей. И в Москве, и в других городах пианист регулярно выступает и в различных джаз-клубах. Так, в прошедшем марте в Самаре музыкант появился буквально за два дня до концерта. Возможно, его долгое отсутствие в городе вызвало дополнительный интерес, и зал был заполнен практически полностью.

А на сцене было трио Григория Файна с контрабасистом Николаем Мачкасовым и барабанщиком Павлом Мошкиным, певица Ирина Алешина и младший Файн – Дмитрий, ныне аспирант московского Музпединститута имени Ипполитова-Иванова.

Концерт был посвящен стилевым разновидностям джаза на стыке с академической, а также с популярной музыкой. И после исполненной трио вступительной «Индианы» за роялем уже сидел Дмитрий Файн, представивший в сольном исполнении выдержанную в строгих академических параметрах сонатную циклическую композицию. Это было очень любопытное сочинение Григория Файна с ярко выраженным характером противопоставляемых частей. Еще студентом Дмитрий исполнял эту сонату на всевозможных смотрах и конкурсах, где неизменно отмечался дипломами и лауреатскими званиями.

Джаз в этой композиции как таковой присутствует, а точнее эпизодически возникает лишь в каких-то метроритмических проявлениях и в синкоповой насыщенности. Нужно отдать должное молодому пианисту, который успешно справился со сложным в техническом отношении музыкальным материалом и сумел донести до слушателей контрастирующий ряд образов, многосторонне раскрывающий единый художественный замысел автора.

Далее Дмитрия за роялем сменил Григорий Файн, и в исполнении инструментального трио и вокалистки были представлены отдельные части «Джазового альбома для фортепиано». Весь альбом – это цикл из 12 пьес, музыкальных миниатюр, написанных в стандартной форме блюза, хотя и с обращением к каким-то элементам других джазовых стилей: звучали ритмы буги-вуги, был собственно блюз и даже весьма своеобразная форма академического опуса в стиле Be Bop Boogie.

То, что было написано композитором Файном и исполнено им вместе коллегами, однозначно в строгом понимании этого термина назвать джазом никак нельзя. Это вполне выдержанные с учетом канонов академической композиции опусы, хотя и с элементами джаза. Причем мелодика пьес была довольно сложной и явно не джазовой. Поэтому певице Ирине Алешиной пришлось изрядно потрудиться, чтобы точно передать ее в таких композициях, как «Грустная мама», «Старая песня» или в балладе «Детские мечты». Талантливая вокалистка и раньше в разных программах выступала на сцене филармонии, но в таком весьма сложном полуакадемическом репертуаре многие ее услышали впервые. И нужно признать, что со своей задачей певица успешно справилась.

Высокий профессионализм продемонстрировали и партнеры Файна по трио – Николай Мачкасов и Павел Мошкин. Для самого же композитора и пианиста здесь никаких проблем, конечно, не было. Его заочным учителем и кумиром всегда оставался выдающийся джазовый канадец Оскар Питерсон, но солидную школу академической музыки Григорий успешно прошел в знаменитой Гнесинской академии.

Во втором отделении концерта исполнители показали слушателям музыку на стыке других жанров – джаза и «популяра». Ни о какой «попсе» речь, конечно, не идет. Да и вообще, эта разновидность музыкального ширпотреба существует благодаря стараниям «травмированных выкидышей», взращенных на ниве исключительно российских телевизионно-фабричных изысканий. А на сцене филармонии в концерте звучали оджазированные мелодии популярной музыки Эндрю Ллойда Уэбера, Стиви Уандера, Джорджа Бенсона, Берта Бахараха. Собственно, в джазе значительную часть репертуара составляют мелодии популярной музыки, заимствованные из мюзиклов, кинофильмов, эстрадных шоу. Ведь ни Джордж Гершвин, ни Джером Керн, ни Ирвинг Берлин специально для джаза ничего не писали. И в самарском концерте тоже звучали оджазированные версии мелодий, но уже современных авторов, в том числе и эстрадных песен, ранее написанных самим Григорием Файном. Несколько из них спела Ирина Алешина.

В заключительной части концерта за роялем вновь побывал и Дмитрий Файн, который продемонстрировал прекрасное чувство ансамбля в составе трио. Невольно вспомнились первые робкие выходы на сцену еще совсем юного Димы в самарских концертах отца. А завершился концерт неумирающим шлягером «Sunny» из репертуара ансамбля «BONEY M». И талантливые джазовые музыканты доказали слушателям, что и тридцатилетней давности хит стиля «диско» тоже можно превратить в подлинный джаз.