Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями

Анита Кинг: «В музыку я пришла поздно, а до этого работала женой и мамой»

Игорь Вощинин

В начале апреля в рамках абонемента «Джаз в академических залах» Даниил КРАМЕР вывел на сцену Самарской филармонии известную американскую певицу Аниту КИНГ. Компанию мэтру составили барабанщик Давид ТКЕБУЧАВА (в 2003-м он перебрался в Москву из Казани и стал уже достаточно известен и востребован) и контрабасист Сергей КОРЧАГИН (приехал в столицу из Челябинска в 2008-м, стал участником ансамбля Анатолия Кролла и побывал на стажировке в США). Самарский концерт прошел «на ура», а выступление талантливой и, вдобавок, внешне очень привлекательной афроамериканской вокалистки привело слушателей в полный восторг. За три часа до концерта наш корреспондент взял у Аниты Кинг и Даниила Крамера эксклюзивное интервью.

Даниил, как родился ваш творческий альянс с Анитой?
– Во время октябрьского приезда в Самару с Махогани и Анчиполовским Роберт рассказал мне про Аниту Кинг, с которой сам уже запланировал гастроли. Я очень заинтересовался певицей и предложил Аните совместные выступления. И вот Самара – уже шестой город из тринадцати в нашем совместном туре по России.

– Анита, а как вы начали заниматься джазом?
– В музыку я пришла поздно, а до этого «работала» просто женой и мамой. Но затем как-то случайно услышала записи Эллы Фитцджеральд. Они меня настолько захватили, что я поняла – это мое, без этого дальше жить я просто не смогу.

С кем из известных музыкантов вам удалось уже выступать и записываться?
– С Бобби МакФеррином, с Херби Хэнкокком, с Брюсом Спрингстином.
Д. К. – Недавно я высказал Аните свое крайнее удивление по поводу того, что она работает без продюсеров, без менеджмента, вообще без серьезной службы помощников, и получил на это такой ответ: «А зачем? Меня и так везде многие приглашают». Спрингстин случайно услышал Аниту в 2009-м и тут же организовал ее участие в торжествах на инаугурации президента Обамы. И она вместе с самыми известными артистами Штатов выступала у Белого дома.

– Анита, я знаю, что вы работали еще и в известном госпел-хоре?
– Да, в 1998-м я присоединилась к действительно звездному госпел-ансамблю Патрика Ланди. И эта работа тогда меня очень захватила.

А кто ваши кумиры из джазовых вокалисток прошлых и настоящих?
– Тут я, наверное, не очень оригинальна – Элла Фитцджеральд, Сара Воан, Нэнси Уилсон, Патти Остин.

А из нынешних? Как вам Ди Ди Бриджуотер? У нас в стране она еще в начале семидесятых выступила на гастролях с оркестром Теда Джонса – Мэла Льюиса. Мне посчастливилось тогда ее послушать, слетав на концерт в Ростов. Певице было всего около 20 лет. С тех пор ее записи в России разбираются моментально.
– Бриджуотер мне тоже нравится, но я ее не очень много слышала.

У нас в стране вы уже в третий раз. Какие впечатления о российских музыкантах?
– Сейчас я сижу рядом с одним из самых прекрасных музыкантов российского джаза. С ним работаю с огромным удовольствием и полным взаимопониманием. Да и во время других выступлений я выходила на сцену с интересными исполнителями, великолепно знающими и чувствующими джаз. Правда, в Самаре я впервые.

Но я могу вас порадовать, что Самара – город с давними джазовыми традициями и любящей джаз зрительской аудиторией, здесь проведено около 40 джазовых фестивалей. Вот только месяц назад ваш партнер Даниил Крамер провел VI филармонический фестиваль, арт-директором которого является уже 12 лет. Кстати, Даниил, в городе еще не улеглись впечатления от этого замечательного музыкального праздника. Его вспоминают с удовольствием.
Д. К. – Я просто счастлив это слышать.

Даниил, только что в Москве выступал живущий уже более двадцати лет в Германии твой джазовый наставник замечательный пианист Леонид Чижик. Он сегодня преподает в двух германских консерваториях. Не удалось с ним пообщаться?
– Встретиться, к сожалению, не получилось, так как я был в отъезде, хотя и безуспешно пытался хотя бы на одно выступление с Чижиком вернуться в Москву. Пообщались по телефону, что тоже было очень приятно. Он великий пианист со своим индивидуальным стилем, своей исполнительской манерой. Я очень благодарен ему за те джазовые уроки, которые успел у него получить.

– Ваши симпатии взаимны. Мне прислали диск с записью пресс-конференции Чижика, и он отметил Даниила Крамера как одного из своих самых талантливых и способных учеников.
– Мне это очень приятно слышать.

Анита, недавно вы пели с ансамблем Роберта Анчиполовского в Нижнем Новгороде, и в этом ансамбле играл также наш самарский пианист Григорий Файн.
– Я хорошо помню Грэгори, хотя и не знала, что он из Самары – там тогда играл сборный состав.
Д. К. – Анита и мне рассказывала об этом вечере в джаз-клубе «Престиж». Правда, при этом я ее долго учил правильно произносить название города Нижний Новгород и объяснял значение этого названия. Для английского языка это словосочетание просто невоспроизводимый набор звуков.

– Анита, вот сейчас у вас интересный тур в России, который в конце апреля закончится. Какие планы далее?

– Буду готовиться к Африке – ведь я там никогда не была, да и не очень представляю вкусы моих потенциальных слушателей. Да, корни джаза – в Африке, но самого джаза-то, насколько я знаю, сегодня в Африке практически нет. Кроме того, у меня на май намечен цикл концертов в Вашингтоне. Так что скучать не придется.

– Даниил, мы как-то в разговорах давно с Вами не касались темы твоей преподавательской работы. Все о концертах, фестивалях, гастролях…
Д. К. – И правильно делали, поскольку я ее постепенно свернул, оставшись только завкафедрой эстрадно-джазовой музыки в Институте современного искусства в Москве. От учеников я вынужден был отказаться, поскольку все время нахожусь в разъездах, а давать своим воспитанникам по одному уроку в три месяца считаю недопустимой халтурой.

Продолжаю работать в системе мастер-классов. Вот будущим летом приглашен в международную творческую школу в Болгарии, где буду давать мастер-классы и ученикам, и коллегам-преподавателям.

Участвую в организации и проведении профессиональных джазовых конкурсов. В их числе юношеский конкурс в Саратове, международный конкурс джазовых пианистов в Концертном зале имени Павла Слободкина в Москве. Меня радует, что проведение джазовых конкурсов активизировалось и в Самаре. Некоторых самарских лауреатов я смог включить в программу заключительного концерта только что окончившегося фестиваля.

В подготовке людей искусства важны не только профессиональные навыки и мастерство. Я бы хотел пожелать обучающимся, прежде всего, не путать музыку с работой, постараться не утратить удовольствие от музыкальных занятий, от любого общения с музыкой. А это, поверьте, не просто, и зависит от учителей, родителей, от постановки всей системы занятий. Важно, чтобы музыка всегда оставалась любимой и не теряла свежести, новизны и радости ее восприятия.

- Согласен. Два слова о заканчивающемся концертном сезоне и новых планах.
Д. К. – В конце апреля я приеду еще раз в Самару на последний абонементный концерт в программе «Классика и джаз». На сцене мы будем вдвоем с известным вам пианистом Валерием Гроховским. Сверстаны уже и программы абонементов следующего сезона. Остается два абонемента, и один из них будет называться «Леди в джазе». В нем я представлю трех известных российских вокалисток, в том числе и Армине Саркисян, о которой уже был разговор. Надеюсь не обмануть ожиданий самарских любителей музыки, с которыми у нас сложились добрые дружеские отношения.

Материал подготовлен при содействии «Радио-Самара-Максимум»