Уроки Рахманинова
Георгий Клементьев, дирижёр Академического симфонического оркестра Самарской филармонии
Мне посчастливилось продирижировать всё, что им написано для симфонического оркестра. Это великая музыка близка и дорога мне как чувство Родины, родных просторов, родного дома, но в то же время она потрясает напряжённой драмой преодоления, открывает новое в понимании и ощущении мира, себя в мире, очищает, зовёт к лучшему…
Музыка Рахманинова парадоксально соединяет мощный внутренний огонь и благородную сдержанность вовне. Именно это сочетание мощи и благородной меры выражения производит катарсическое очищение и возвышение нашего внутреннего и внешнего мира – и это проявляет характерную для Рахманинова-человека и для рахманиновской музыки черту – совершенство этики!
И, пожалуй, главное: музыка Рахманинова – это не только его портрет, это его личность, действующая в музыке с огромной убеждающей волей, страдающая и ликующая, предельно искренняя, до градуса исповедальности, и целомудренно-сдержанная…
И последняя нить, которая протягивается от Рахманинова, – она мне бесконечно дорога: Рахманинов работал с моим дедом Львом Михайловичем Клементьевым над партией Молодого цыгана в «Алеко». Он был первым исполнителем этой партии в постановке Большого театра в 1893 году. В январе 1909 года Лев Клементьев дал свой единственный концерт в самарском цирке «Олимп» – и ровно через 85 лет в память о моём замечательном предке я продирижировал оперой «Алеко» в Самарской филармонии.
Прикосновение к музыке гения, переданное мне историей семьи, и по сей день приводит меня в священный трепет, наполняя огромной ответственностью всякий раз, когда играю Рахманинова…