С надеждой…
Виктор Долонько, зритель
В Самаре торжественно открылся Второй Волжский фестиваль духовной музыки, программу которого, по традиции, уже в равных долях составили сочинения митрополита Илариона, и с другой стороны – П. И. Чайковского, И. С. Баха и Дж.-Б. Перголези.
Не моё дело обсуждать музыкальную составляющую фестиваля. Надеюсь, это по его окончании сделают музыковеды. Но поскольку это не только и столько художественное, но и в большей степени социально-культурное, и организатор фестиваля не композитор Григорий Алфеев, а один из наиболее авторитетных иерархов Русской Православной Церкви митрополит Иларион, то и ожидания от программы не только слушательские.
В фестивальной программе содержится некий знак, символ, который, будучи не разъясненным в полной мере, рождает множество поводов: кому – для недоумений, кому – для радостных ожиданий, кому – для резких возмущений.
Связан он с отходом от канона, согласно которому музыка для православных богослужений исполняется a cappella, митрополит же берет для своих опусов католическую секвенцию «Stabat Mater dolorosa», в другой раз бросает вызов весьма именитой протестантской компании в лице Баха, Телемана, Дэви и Шютца, причем на их вокально-инструментальном поле.
Замечания о внутреннем содержании духовной музыки только запутывают вопрос. На самом деле я не надеюсь на словесные разъяснения – уж слишком политизирована ситуация вокруг РПЦ. Более того, нелепо относить меня к ортодоксам – уверен, что на тернистой «дороге к храму» лучше помогать друг другу, а не расталкивать себе путь локтями.
Этот фестиваль – при всех содержательных и организационных нюансах – в определенной степени надежда на экуменистическое завтра. Да не заподозрят меня в бестактности.