+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Пофестивалили!

Игорь Вощинин

Самару опять фестивалит. 1 марта весна в город вошла не одна, а вместе со своей тезкой – фестивалем под названием «Jazz Весна в Самаре – 2013». Этот музыкальный праздник, проводимый уже 12 лет Самарской филармонией, стал продолжением традиции, которой исполнилось полвека.

Первый куйбышевский джаз-фестиваль прошел в 1962-м, затем силами джаз-клуба проводился еще 23 раза и именно под названием «Весна» вошел в энциклопедию «Джаз в России». Он очень быстро стал всесоюзным, престижным, и в нем в разные годы выступали практически все отечественные джазовые мэтры. А в начале восьмидесятых на его сцену вышел двадцатилетний и малоизвестный еще пианист Даниил Крамер, ставший затем художественным руководителем уже филармонической версии фестиваля и народным артистом России.

Шестая международная «Jazz Весна» принесла самарским любителям музыки много интересных встреч. Были новые имена, новые ансамбли, хотя и встреча со знакомыми музыкантами вызывала радость узнавания и удовольствие от нового общения с друзьями.

Один из таких старых друзей и открыл первый фестивальный концерт – басист, композитор, аранжировщик и продюсер Алекс Ростоцкий. Самарские меломаны запомнили его по выступлению еще на джаз-клубной «Весне» в 1993 году. На тот ХVII фестиваль басист Ростоцкий привез в Самару великолепную команду, включающую и известного английского саксофониста Билла Скита. Затем Ростоцкий уже на сцене филармонии играл вместе с Крамером в джазовом абонементе, а 1 марта предстал в совершенно ином облике, показав электронный проект «Метаморфозы». По словам самого музыканта, прежнего Ростоцкого в творческом плане уже нет. Так что самарским меломанам пришлось входить в процесс узнавания своего старого знакомого.

Часть зала оказалась в полном недоумении и потрясении, другая – просто шокирована. Хорошо зная Ростоцкого лично, могу гарантировать, что задачи ошарашить слушателей он перед собой не ставил. На сцене Ростоцкий появился с батареей электроники, включающей несколько клавишных синтезаторов со всевозможными «примочками» и вокодер, создающий сложные звуковые композиции на основе человеческого голоса. Вместе с Ростоцким на саксофонах играл Тимур Некрасов.

«Метаморфозы» – это синтез музыкальной электроники, этники, элементов джаза, академической музыки и декламации. Сопровождалось всё это видеорядом – на экране мелькали длинноклювые и многокрылые птицы, трехглазые рыбы, кошки с лицами девушек и прочие сюрчудища, персонажи собственных живописных работ Ростоцкого.

Названная в рекламе «принцессой датского джаза» Сине Эг представила вполне крепкий джазовый вокал. Приятная манера пения, неплохой голос с приличным диапазоном, Возможно, несколько излишняя меланхолия в балладных композициях прерывалась попытками изобразить энергичный «скэт». Надо отметить, что сопровождал пение датчанки отличный ансамбль питерского израильтянина Леонида Сендерского, и в концерте каждый из музыкантов успел блеснуть индивидуальным мастерством.

Второй день фестиваля открыл квинтет, который Даниил Крамер представил как «Moscow All Stars». В нем действительно всё звезды, в том числе лидер проекта Андрей Красильников, учившийся в джазовом колледже Беркли в Бостоне, пианист Алексей Беккер и барабанщик Александр Машин. В нескольких соло неплохо выглядела молодая тромбонистка Алевтина Полякова. Правда, она совершенно напрасно решила предстать перед зрителями и в роли вокалистки – голос ее тромбона был намного убедительнее. Ансамбль показал интересную программу из тем мирового джаза и авторских композиций. Звучал очень добротный, «махровый» хард-боп.

После антракта на сцену вышел Даниил Крамер и певица Арминэ Саркисян. Концерт начался музыкальным экспромтом, родившимся за кулисами за час до выхода на сцену. На тревожный остинатный бас рояля вдруг совершенно неожиданно наложилось пение жестокого романса «А напоследок я скажу». Далее были еще попытки соединить трудно соединяемые жанры джаза и романса, включая и легендарные «Черные глаза» Строка. И здесь певице уже помогал ее собственный инструментальный квартет.

Противоестественный синтез джаза и романса так и не получился, хотя наложение или состыковка этих жанров порой выглядела весьма любопытно. Далее Арминэ просто купалась в своих любимых мелодиях Латинской Америки и Кубы. Здесь была и легендарная «Киссас-Киссас» и неплохой скэт в испано-кубинских мелодиях.

В финале концерта на сцене вновь появился Даниил Крамер и затеял с барабанщиком Алексеем Денисовым ритмическую дуэль, используя при этом концертный «Стейнвэй» с обстукиванием ладонями частей его корпуса. И завершилось всё это версией бессмертной румбы «Тико-Тико». Пара джазовых стандартов, которые спела Арминэ Саркисян, вроде бы и не оставляла уже надежд услышать ее как действительно джазовую певицу, но всё изменили события следующего дня.

Перед заключительным концертом весь российско-израильско-датский фестивальный музвзвод должен был быть построен под команду «Р-р-равняйсь! Смирно!» Сама команда исходила от американского джазово-блюзового генерала Джоуи Морана, ветерана, успевшего в молодости поиграть еще и с Луи Армстронгом. Он любим и самарскими меломанами, поскольку на сцену нашей филармонии уже выходил.

Во время первых двух концертов автору довелось сидеть в зале рядом с Джо. Энергии 80-летнего афроамериканца можно просто позавидовать. Он не только очень живо реагировал на то, что происходило на сцене в концерте, а еще успевал не пропускать взглядом ни одной проходящей привлекательной девушки, выразительно прищелкивая языком. Позже Даниил мне рассказал, что соратник Армстронга двадцать лет отслужил в морской пехоте США, а сегодня работает еще и тренером-инструктором по каратэ и тхэквондо. Присутствующий при этом разговоре сам Джо на мой вопрос о своем точном возрасте ответить категорически отказался, приложив палец к губам и прошептав: «Secret».

А когда в заключительный день фестиваля Джо Моран с трубой в руках вылетел на сцену, не переставая энергично балагурить, вопросов о его возрасте больше просто не возникало. Началось головокружительное шоу. Луи Армстронг, старший коллега Джо Морана, говорил, что он вообще не джазовый музыкант, а просто развлекатель публики. И всю жизнь он именно этим и занимался.

Всё свое концертное отделение Джо Моран тоже развлекал зрителей филармонии. Причем весь зал с огромным удовольствием подыгрывал артисту: зрители дружно вскакивали с мест по его команде, громко повторяли слова припева какой-то известной мелодии, прихлопывали в ладони и притоптывали. Началось всё с очень заводной композиции в ритме шейк-буги-рок. Затем Джо заиграл на трубе прославленную Армстронгом мелодию «What A Wonderful Word», и зрители хором запели, поскольку для всего зала мир вдруг сразу стал действительно удивительным и замечательным. А музыкант с трубой отправился в зал, где, поигрывая, разгуливал между рядами, подсаживался к зрителям и продолжал балагурить.

Не могло обойтись, конечно, и без легендарной «When The Saints Go Marching In». И опять весь зал подпевал, пританцовывал и прихлопывал, а Джо, прогуливаясь по залу, выдувал импровизации на трубе, забравшись в заоблачные выси верхнего регистра инструмента. Всё выступление Морана шло при участии трио Даниила Крамера с его партнерами, хорошо известными российскими музыкантами – контрабасистом Сергеем Васильевым и барабанщиком Дмитрием Власенко. К антракту все музыканты, а также активные зрители были в полном изнеможении и с удивлением и завистью взирали на продолжавшего резвиться ветерана Джо.

Великолепным трем дням «Jazz Весны» предшествовал юбилейный концерт биг-бэнда Валерия Мурзова в филармонии Тольятти. Конечно, главным героем вечера стал сам юбиляр – оркестр, его музыканты и вокалисты. Но и здесь не обошлось без заокеанских гостей. Уже в первом отделении с четырьмя песнями вышла на сцену и не уходила с нее до конца вечера американская вокалистка Клэрди. Певица в Штатах пользуется большим успехом, выступает и записывается со многими музыкальными знаменитостями. В ее программах звучит джаз, блюз, соул, стиль ритм энд блюз. «Музыка для меня – это всё, – говорит Клэрди. – Моя цель – добиться, чтобы каждая моя песня еще больше сближала всех людей, помогала им понимать друг друга». Исполнительская манера певицы весьма изысканна, а в репертуаре много популярных мелодий, часть из которых – «My Funny Valentine», «Swonderful», «Girl From Ipanema» – прозвучали в концерте и были очень тепло приняты любителями музыки Автограда.