Джазовое потепление в Самаре
Ия Немировская,
музыковед, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории музыки ПГСГА
Уже на первом фестивале его художественный руководитель заявлял, что ставит перед собой серьезную задачу развития профессиональной джазовой сцены в Самаре. В рамках прошедших пяти фестивалей Крамер приглашал известных зарубежных и российских джазовых музыкантов, стараясь максимально расширить стилистические горизонты, участвовал в записи программ на телевидении и зазывал самарских «джазистов» на джем-сейшн. Но никто не откликался… Крамер существовал сам по себе, самарский джаз – сам по себе, подобно героям популярного фокстрота Александра Цфасмана «Неудачное свидание». Помните? «Мы были оба… Я – у аптеки! А я в кино искала вас!»
Но нынешний VI фестиваль, прошедший 1–3 марта 2013 года, был отмечен слушателями как заметная акция (своеобразный флешмоб), в которой принял участие весь город. И случилось это потому, что появилась еще одна заинтересованная инициативная группа в лицах сотрудников отдела маркетинга и рекламы Самарской филармонии и руководства Самарской государственной академии культуры и искусств, желающих на этот раз «погрузить в джаз» большее количество жителей.
Так, в течение февраля в торговом центре «Парк Хаус» состоялись четыре концерта, в которых приняли участие шесть самарских джазовых коллективов, а это 24 молодых музыканта, продемонстрировавших свое трепетное отношение к джазу в рамках вечеров «Сити-Jazz».
С января по март прошел конкурс молодых музыкантов в номинациях «джазовый коллектив» и «джазовый исполнитель». В этом конкурсе приняли участие уже 44 музыканта из Самары, Самарской области, Казани и Москвы.
I место в номинации «Джазовый коллектив» завоевал московский дуэт в составе Максима Щедрина (скрипка) и Игоря Яковенко (фортепиано), руководитель Игорь Бриль.
II место разделили между собой два коллектива: ансамбль Центра внешкольной работы «Крылатый» в составе Артема Зудилова (гитара), Александра Павлихина (гитара), Константина Зубарева (контрабас), руководитель Игорь Трегубов, а также группа «JazzArt» в составе Евгения Муравьева (электрогитара), Романа Морокина (электробаян), Александра Бортника (бас-гитара), Олега Елагина (звукорежиссер), лидер группы – Иван Кирзон (ударные). Этот коллектив получил еще и приз зрительских симпатий.
III место досталось ансамблю «Something else» в составе Алины Гойко (гитара), Валерия Жидкова (гитара). Петра Якямсева (контрабас), руководитель Евгений Дементьев.
В номинации «Джазовый исполнитель» I место не присуждалось. II место по праву было отдано Ивану Антипову (акустическая гитара).
Среди мероприятий проекта следует отметить фотовыставку портретов джазовых исполнителей, автограф-сессии музыкантов, джаз-викторину, победительницей которой стала Ирина Русяева, передачу Игоря Вощинина «Вот вам джаз» на радио «Самара-Максимум», посвященную итогам творческого конкурса, и музыкальный «Jazz-уголок», устроенный в фойе филармонии. «Jazz-уголок» – своего рода мини-концерты самарских музыкантов, ненавязчиво настраивающих на праздничную джазовую волну публику перед началом и в антрактах фестивальных концертов, – у некоторых посетителей разбудил ностальгические воспоминания о живой музыке перед началом киносеансов в «Треугольнике» на Куйбышевской.
И всё это многообразие событий было организовано с одной единственной целью – расшевелить самарских джазовых музыкантов и дать лучшим из них выступить на сцене филармонии в джем-сейшне заключительного концерта фестиваля.
Даниил Крамер любезно согласился просмотреть видеозаписи конкурсантов и выбрать себе партнеров по сцене. Ими стали гитарист Иван Антипов и коллектив «JazzАrt», дополненный вокалисткой Мариной Тепляковой. На вручении дипломов худрук фестиваля деликатно заметил, что для участия в джеме он выбрал именно тех лауреатов конкурса, которые «вписывались» в его авторскую концепцию заключительного вечера.
Что тут говорить?! Шанс выступить на одной сцене с известными музыкантами может стать заметной ступенькой в продвижении молодого самарского джаза, а публика, восторженно поддержавшая своих, самарских исполнителей, им в этом, наверняка, поможет.
Отрадно было видеть среди слушателей филармонии в эти дни значительное число молодых людей. А это уже хороший знак, доказывающий, что самый сложный критический период середины 1990-х годов в истории самарского джаза уже пройден. Джазовые исполнители востребованы, джазовое образование наконец-то охватило все ступени – от начального до высшего, и, что самое главное, эти образовательные ступени активно взаимодействуют между собой. Остается на новом творческом уровне закрепить полученный результат.
Итак, где же в Самаре можно освоить специфическую джазовую стилистику? У нас пока нет университета Майями, консерватории Новой Англии или колледжа Беркли с его 68-летней историей и наработанными методиками преподавания неакадемических направлений музыкального искусства, позволяющими очень быстро и в хорошем объеме овладеть всем массивом навыков и умений, необходимых современному исполнителю.
Но, кажется, мы потихоньку движемся в этом направлении. Пять лет назад, в 2008 г., в Самаре был образован Межрегиональный творческо-образовательный и просветительский центр «Джазовая ассоциация» (руководитель Михаил Куликов), объединивший инициативных педагогов детских музыкальных школ (№ 1, 4, 9, 12, 19, 20, 21), детских школ искусств (№ 6, 8, «Радуга», 11), преподавателей музыкального училища, ДЭМХШД № 1, СГАКИ и ПГСГА.
В 2011 году самарский ансамбль «Джаз-вояж» впервые выступил на сцене Самарской филармонии. Но гораздо раньше, пятнадцать лет назад (1998), в Самаре начала свою работу джазовая студия «Движение», работающая в системе дополнительного образования (руководитель Сергей Равин). О ней хочется сказать особо. Ежегодно в августе на конкурсной основе сюда поступают 20 студентов в возрасте от 15 до 22 лет, имеющих слух, память и чувство ритма. Обучение проводится в течение пяти лет по десяти специальностям. Авторская программа обучения, отчасти напоминающая курсы колледжа Беркли, включает индивидуальные занятия по специальности, общему фортепиано и групповые занятия по теории музыки, сольфеджио, истории стилей, композиции, импровизации, гармонии, ансамблю, инструментоведению. Ничего лишнего, только самые необходимые предметы и открытые возможности для творчества. Среди них – регулярные джем-сейшны (девять джемов в год, недавно прошел 50-й), участие в фестивалях, создание собственных аранжировок.
В «Движение» приезжают учиться жители не только Самары, но и Самарской области. Интенсификация обучения и возможность получить ускоренный творческий результат здесь увеличивается при помощи введенных в ежедневную практику информационных и коммуникационных технологий, позволяющих студентам грамотно организовать свою самостоятельную работу.
Статистика показывает, что выпускники джазовой студии «Движение» становятся студентами Самарской государственной академии культуры и искусства, вузов Москвы и Санкт-Петербурга, учатся во Французской консерватории и учебных заведениях США, создают собственные коллективы, работают продюсерами и звукорежиссерами.
С этой джазовой студией так или иначе связаны самые заметные джазовые музыканты Самары. Талантливый гитарист Александр Родовский, работающий сегодня в Москве, начинал свое джазовое образование здесь. Здесь класс саксофона и импровизации вел Алексей Раскопов, класс гитары – Игорь Трегубов, подготовивший к конкурсу ансамбль «Крылатый»; сегодня в «Движении» работает ученик Игоря Трегубова – Евгений Дементьев, воспитавший группу «Something else», также участвующую в фестивале. Здесь же в течение года учился и Иван Антипов, удостоенный чести выступать на сцене филармонии с джаз-трио Даниила Крамера.
Нужно сказать, что Даниил Крамер с заметным воодушевлением отметил активность молодых самарских джазовых музыкантов и их исполнительский уровень. Уровень отметили и слушатели «Jazz-уголка» во время антракта концерта фестиваля 3 марта. Тогда в фойе выступала группа «JazzArt», и к началу второго отделения концерта значительная часть публики всё еще не хотела покидать музыкальное фойе.
Что ж, похоже, так ожидаемое Крамером весеннее джазовое потепление в Самаре ощутили все. Осталось договориться о следующем свидании – через два года на том же месте в тот же час!