+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

«Мессинг - герой, которого не хватает»

В Самарской филармонии актер театра им. Вахтангова и кино, ректор Театрального института им. Щукина Евгений Князев декламировал стихи авторов Серебряного века и представителей «эстрадной поэзии». После концерта он поговорил с обозревателем «ВК» о своих ролях в кино и театре, а также месте поэзии в его жизни.

Aвтор: Георгий ПОРТНОВ


Лановой как ориентир

- Массовый зритель знает вас как актера театра и кино. Сегодня же вы представляли литературно-музыкальную программу. Какое место подобные поэтические проекты занимают в вашей творческой деятельности?

- Поэзия требует от артиста и публики такого же большого труда, как и театральное искусство. Мне приятно, что сегодня полный зал слушал поэзию. Значит, для людей она важна. Замечательно, что Самарская филармония ведет такую программу и что народ собирается на такие мероприятия. Лично для меня подобные проекты означают собственное развитие, потому что они не дают мне останавливаться на месте и дарят возможность жить. Если мне удается добиться того, чтобы зал меня слушал и слышал, если наши сердца бьются в унисон (а сегодня было именно так) - это значит, что я не напрасно занимаюсь своей профессией.

- Вашей первой большой ролью в театре был спектакль «Три возраста Казановы», в котором вместе с Юрием Яковлевым и Василием Лановым вы играли одного человека в разные годы. Два именитых актера как-то повлияли на ваше восприятие образа Казановы? Чему вас научило сотрудничество с мэтрами?

- Повлиять на тебя могут только тогда, когда ты сам хочешь, чтобы это случилось. А просто так повлиять на тебя невозможно, как невозможно человека чему-то научить, если он сам не желает этого. Особого общения с такими замечательными артистами во время работы над спектаклем у нас не было, потому что Яковлев и Лановой для меня были небожителями, а я - только окончивший институт мальчишка - пришел и позволил себе выйти на одну площадку с ними. Но я смотрел на то, что они делают. Я видел каждый спектакль Яковлева, этого блистательного артиста. Я смотрел и задавался вопросом, как ему удается интонацией заставить зрительный зал слушать тишину. Я не пытался повторять это за актером, но стремился приспособить к своим возможностям.

Я восхищался и Лановым. Ему было за 50, а он все еще сохранял стройность, подвижность. И сейчас, спустя 30 лет, он остается таким же. Когда я работал с ним, я сказал себе, что надо постараться быть похожим на Ланового, оставаться живым, подвижным, не лениться и всегда стремиться к цели. Вот что мне дало общение с этими людьми. А актерскому мастерству можно учиться где угодно. На улице, например, наблюдая за тем, как разговаривают люди. Это и есть наша профессия. Научить нельзя. Можно только научиться.

Призвание педагога

- Первую серьезную роль в кино вы сыграли в фильме Андрея Бенкендорфа «Работа над ошибками». Это была роль учителя русского языка и литературы. Что вы, работая над ней, уяснили для себя относительно профессии педагога?

- О профессии педагога я больше узнал, когда сам занялся преподавательской деятельностью. Я начинал в то время, когда можно было работать только в одном театре и не было никаких антреприз. Артистам не хватало работы. В театре имени Вахтангова играли, в основном, те же Юрий Яковлев, Василий Лановой, а также Владимир Этуш, Михаил Ульянов. Нам, молодым, доставались лишь крохи от этого «пирога спектаклей». Наши педагоги, руководители предупреждали нас, что если мы хотим выжить, нам надо набраться терпения для «бега на длинную дистанцию», и только тогда из нас может что-то получиться. А чем было занять себя? Я учил какие-то стихи, делал программы и начал ходить в театральное училище Щукина.

Есть такое мудрое изречение: «Если ты хочешь чему-то научиться, начинай учить». Так постепенно из-за достаточного количества свободного времени я занялся педагогикой. У меня что-то стало получаться. Педагоги это отметили и приняли меня в свой круг. Потом они же попросили меня стать ректором. Что же касается роли учителя у Бенкендорфа - она была у меня не первой. Вообще я считаю, что эта роль получилась у меня какой-то бесхребетной. Я ею недоволен и сейчас сыграл бы совсем по-другому. Я больше доволен ролями в «Фантастической истории» или «Моих людях».

Главная роль

- У зрителя в последнее время вы больше ассоциируетесь с образом Вольфа Мессинга из телесериала. Вы говорили, что знали об этом человеке лишь понаслышке. Как много материалов вы изучили для съемок и каким увидели своего героя?

- Дело в том, что ничего особенного о Вольфе Мессинге не было опубликовано. Не сохранилось никаких видеоматериалов, кроме записи, на которой он дарит самолет. Я не видел, каким он был в жизни. Судить о нем можно было только по воспоминаниям знавших его людей и его собственной книге. Очень много людей бывало на его выступлениях. Ко мне до сих пор подходят люди, которые говорят: «Мы видели Мессинга». Каждый считает своим долгом сообщить мне это. Я всегда радуюсь за этих людей, но про себя думаю, что уже поздно и спросить мне их уже не о чем.

Вообще я горжусь этой ролью, ведь с ней у зрителя ассоциируется мое имя. Это большая удача. Такое редко бывает в жизни актера. Мне повезло, и я очень благодарен судьбе за то, что это случилось.

А увидел я Мессинга именно таким, каким я его и сыграл. Это человек очень доброжелательный, мучающийся, переживающий не только за себя, но и за ближних. Он знает больше, чем другие, но никоим образом помочь не может - от этого ему живется еще мучительнее и труднее. Мессинг в фильме получился героем, которого нам так не хватает сегодня, - мягким, добрым, любящим, настоящим, никогда не обманывающим человеком. Так это было или нет - кто знает? Но это не имеет никакого значения. Ведь если есть отклик сердец, значит, в этом был смысл.

- Полностью противоположным у вас получился образ Троцкого в фильмах «Девять жизней Нестора Махно» и «Страсти по Чапаю». Считается, что это один из «лучших» негодяев в списке ваших ролей...


- В отличие от Вольфа Мессинга, мы знаем о Льве Троцком больше. Вероятно, он был таким странным человеком, как в фильме. Мы же знаем, что Троцкий, когда его что-то не устраивало, мог расстрелять каждого десятого. Он был неистовый революционер, фанатически верил в свое дело и потому творил такую чертовщину. Но он был неординарной личностью. Известно, например, что Мейерхольд посвящал ему спектакли. Троцкий - яркая фигура. И мне хотелось бы сыграть в фильме про судьбу этого человека в период его изгнания. Если бы кто-нибудь написал сценарий и предложил мне эту роль, я бы с удовольствием сыграл ее. Мне же сейчас предлагают сыграть роль Сталина. Это интересно, хотя я не знаю, что из этого получится. Сейчас Сталин стал очень популярным персонажем, и его играют многие. Наверно, это нехорошо.

- Чему вы учите своих воспитанников как руководитель целевого курса театра «Московская оперетта»?

- Когда студенты заканчивают у нас обучение, 10 человек из них берет к себе в труппу «Московская оперетта». В рамках курса я разговариваю с ребятами о профессии, рассказываю о том, чем они должны заниматься в жизни. И неважно, в оперетте они будут работать или драматическом театре. Я учу их отдавать себя профессии всего без остатка, работать, потому что все в жизни зависит только от них, и никто им в жизни не поможет, если они не будут настойчивы в достижении цели. Я напоминаю, что даже если у них не будет ролей, нельзя отчаиваться, нужно все время подыскивать себе работу.

Я произношу обычные вещи, которые должен говорить учитель ученику. С нынешним курсом нам осталось учиться совсем немного. Скоро я не буду ничего говорить, и они уже будут сами выбирать, как действовать. У тех, кто запомнил мои слова, будет больше шансов сделать карьеру. Тот, кто будет полагаться на случай или жаловаться на неблагосклонную судьбу, поведет себя глупо, потому что судьба бывает благосклонна только к тем, кто работает над собой, занимается. Наши ребята много работают, я рад, что они поступают в разные театры и горжусь ими.