+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

И мастерство, и вдохновение

В Самаре прошел концерт знаменитого российского пианиста. Денис Мацуев покорил слушателей безупречной техникой и вулканическим темпераментом

Валерий ИВАНОВ


Денис Мацуев - пианист огромного таланта и по существу безграничных технических возможностей. Покорив лучшие сцены мира, Мацуев не обходит стороной и российские пределы. Несколько лет назад он начал проводить туры по городам Поволжья. Нынешний приезд Мацуева в наш город состоялся в рамках очередного тура.
Тесные творческие связи Дениса Мацуева с Самарой длятся почти два десятилетия - по существу с самого начала его исполнительской карьеры, когда в 1994 году совсем юным пианистом он впервые приехал в наш город и принял участие в традиционном международном фестивале «Молодые звезды».
Вот что рассказал артист, отвечая на вопросы «СИ».

Признание в любви

«У меня с Самарой роман. Помню самый первый приезд в этот город, теплый прием слушателей, то, как мы катались с горки у гостиницы «Волга». Может быть, поэтому Самара мне так полюбилась. Я потерял счет своим приездам сюда. Это намоленное место, здесь всегда играю с особым волнением. Мой нынешний волжский тур уже шестой по счету, и среди городов, которые попадают в его орбиту, неизменно присутствует Самара. В прошлом году я выступал с филармоническим симфоническим оркестром под управлением маэстро Михаила Щербакова, а сейчас играю сольную программу, которую здесь еще не исполнял.
Несмотря на то, что объездил с концертами полмира, не чувствую никакого разочарования, приезжая в Самару, потому что здесь все родное, свое. Другое дело, что есть желание ощутить более интенсивное развитие культурных процессов, фестивального движения, большую поддержку симфонического оркестра, его гастрольной деятельности. Может быть, пора подумать и о новом концертном зале: нынешний филармонический зал всем хорош, но он все-таки не идеален в акустическом отношении. Да и рояль нужен новый».

О публике в российской глубинке

«За два десятилетия концертной деятельности я побывал в десятках городов нашей страны. В России ежегодно играю в течение месяца и получаю огромное удовольствие. Для меня российская публика - самая родная и любимая. Это относится и к самарской публике, которую очень ценю. Недавно завершился Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, в котором я принимал участие. За шесть дней в девяти городах мы сыграли пятнадцать концертов с девятью разными программами. Выступали в Курске, Орле, Брянске, других городах, в которых я никогда не был. Вы не представляете, какая там публика, как мало ей доводится слышать живое исполнение: филармоническая деятельность далеко не везде поставлена так, как, например, в Самаре. Тишина в залах была прямо-таки зловещая - в хорошем смысле слова. Мне не хотелось уходить со сцены, а нас уже ожидал поезд: через несколько часов - концерт в другом городе. Такие акции служат хорошим толчком для новых культурных проектов в городах провинции, в частности, для строительства современных, обладающих идеальной акустикой концертных залов, а это одна из важнейших наших задач. Я выступил инициатором строительства такого зала в своем родном Иркутске – для культурной ауры далекого сибирского города это будет революционное событие».

О юных талантах

«Сейчас за поколением 20 – 25-летних исполнителей идет огромная волна совсем юных талантливых музыкантов, которые нуждаются в поддержке и заботе. Как член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации горжусь, что удалось в буквальном смысле спасти музыкальные школы-десятилетки от новых стандартов, от преобразования их в учреждения дополнительного образования. Начинать серьезные занятия музыкой в 13 лет равносильно убийству нашей великой школы музыкального образования, воспитавшей мировую исполнительскую элиту. Сейчас важнейшая проблема – поддержать педагогов, работающих в этих школах, и особенно в провинции: именно в провинции, а не в столице родились все наши удивительные музыканты-самородки. Педагоги получают крошечные зарплаты и уезжают в тот же Китай, где, в отличие от нашей страны, сейчас невероятный бум в сфере музыкального образования. Нужно немедленно исправлять положение. От этого зависит, каким вырастет у нас новое поколение. К счастью, благодаря усилиям совета принят, наконец, и закон о меценатстве. Это единственный рычаг спасения нашей культуры в современных условиях, потому что невозможно спокойно смотреть на уникальных подвижников, которые работают в музыкальных школах, библиотеках, музеях. А Россия всегда славилась великими меценатами, достаточно вспомнить Мамонтова, Морозова, Третьяковых, Сафонова.
Я обещаю, что сдержу слово и с моим «кочующим» международным фестивалем Crescendo, участниками которого являются именно талантливые молодые музыканты, мы обязательно доедем до Самары. Фестиваль уже прошел в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде, Пскове, Тель-Авиве, Париже и Нью-Йорке. Раньше его участников никто не знал, а сейчас они выступают на лучших мировых подмостках».


Концерт: мягкость и мощь

Программу выступления Дениса Мацуева составили фортепианные циклы «Времена года» Чайковского и «Картинки с выставки» Мусоргского. Само по себе соседство этих столь несхожих по своему внутреннему эмоциональному строю сочинений в одном концерте явилось свидетельством впечатляющего исполнительского диапазона музыканта. Даже в самых моторных, динамичных миниатюрах-откровениях поэтического цикла Чайковского преобладают лирическая созерцательность и элегический настрой. В музыкальных же образах, навеянных Мусоргскому картинами его друга художника Гартмана, на первый план выходит драматургический контекст с сочными острохарактерными деталями и с неудержимым крещендо, которое венчает мощная ликующая звуковая лавина колокольного перезвона заключающих цикл «Богатырских ворот».

Денис Мацуев играл великолепно, сумев удивительно тонко передать стилистику исполняемых сочинений. Необыкновенная мягкость и даже воздушность ощущались в его интерпретации лирических излияний Чайковского. Зато в цикле Мусоргского во всей мощи выплеснулись неудержимый темперамент и подобная бушующему вулкану энергетика пианиста. Концерт завершился чередой великолепных бисов.

СПРАВКА. Денис Мацуев – пианист, солист Московской филармонии. Народный артист России, лауреат международных конкурсов, в том числе XI Конкурса имени П.Чайковского 1998 года. Выступает со знаменитыми оркестрами и дирижерами на самых престижных концертных подмостках мира. Организатор и художественный руководитель музыкальных фестивалей «Звезды на Байкале» в Иркутске, Crescendo, фестиваля искусств во французском городе Анси, арт-директор фонда имени С.Рахманинова. C 2006 года - член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.