Король инструментов: «свой» или «чужой»?
Уже более десяти лет самарские любители музыки имеют возможность слышать звучание настоящего органа. С момента его торжественного открытия в зале филармонии. Величественно-представительный как внешне, так и по своим звуковым качествам, этот инструмент сразу заявил о своем «особом» положении.
Свидетельство тому – названия различных органных проектов: «Королевские аудиенции», «Органный Олимп», «Королевский акцент». Довольно скоро в городе появился еще один орган, установленный в Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга (или просто кирхе) и с тех пор неизменно сопровождающий каждое воскресное богослужение. Проходят здесь и органные концерты, опять же по давней церковной традиции, сложившейся на Западе.
Любопытно, но большая часть филармонической аудитории даже не подозревает о существовании еще одного «концертного» органа. Вероятно, из-за его преимущественно «служебного» предназначения, а также благодаря поддерживающейся долгое время в средствах массовой информации «легенде» об одном-единственном в Самаре «короле инструментов». А ведь есть еще два – пусть учебных, электронных, но органа: в музыкальном училище (более 30 лет!) и Академии культуры и искусств (уже как 3 месяца). И про них знает лишь небольшая группка музыкантов-профессионалов и профессиональных музыкальных слушателей.
Поводом к высказыванию по обозначенной в заголовке теме стало начало органного сезона, случившееся во всех концертных залах практически одновременно. Первой открыла двери филармония – концертом из цикла «Органисты собора Нотр-Дам де Пари». Исполнитель – Йоанн ВЕКСО. Программа – цельная, монолитная, концептуальная: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ж.-Ж. Боварле-Шарпантье, Л. Вьерн, чья Органная симфония №1 заняла все второе отделение. Исполнение – очень достойное. И если в отношении Баха и Моцарта напрашиваются определения: грамотно, качественно, профессионально; то в «родной» музыке органист предстал в самом выгодном ракурсе. «Только француз может по-настоящему стильно и интересно играть французскую музыку». В зале – аншлаг. Билетов не было уже за две недели до концерта. Что это: «органно-концертная недостаточность», обострившаяся за летние месяцы или умело проведенная рекламная кампания? Завсегдатаев органных вечеров не много, но велика вероятность, что кто-то из попавших на подобный концерт впервые захочет вернуться еще раз.
Органный сезон в кирхе начал лауреат международных конкурсов, доцент Московской консерватории Алексей ШЕВЧЕНКО. Он родом из нашего города и знаком самарской публике по выступлениям и в филармонии, и в кирхе. «От гармонии небесных сфер к модерну». Идея программы – представить органную музыку в как можно большем ее разнообразии: стилей, эпох, национальных школ, имен, жанров. В этом калейдоскопе есть несколько сквозных линий, и одна из них традиционно связана с именем И. С. Баха.
Второе отделение открыло для самарцев неизвестные страницы органной литературы: итальянскую («оперный» All’ Offertorio падре Давида из Бергамо), немецкую (Пассакалия О. Вермана), русскую (Фантазия А. Глазунова). По словам «компетентного» слушателя, органист продемонстрировал высочайший класс артикуляции и владения разнообразными штрихами: в его руках орган звучал то как скрипка, то подобно трубным фанфарам, то подражая человеческому голосу. От себя добавлю, что внимание к деталям у Шевченко сочетается с целостным охватом формы, чувством стиля, индивидуальным исполнительским почерком и умением увлечь слушателей.
Концерт в Самарском музыкальном училище собрал в основном студентов и преподавателей этого учебного заведения: афиша была только в училище, внутри помещения, маленькая и неприметная. В программе – И. С. Бах, Г. Бём и И. Брамс. Каждое произведение Татьяна ПОБЕРЕЗКИНА (она выступала в двух ипостасях – и как ведущая, и как солист) предваряла небольшим рассказом, в популяризаторских целях знакомила собравшихся со стилистикой органной музыки известных композиторов, умело направляла внимание на восприятие глубинных смыслов. Гармоничным дополнением сольной программы стал дуэт с флейтой (Анна ЛАЗАНЧИНА). На этот концерт вполне могла прийти (и обязательно бы пришла!) публика «со стороны», а получилось мероприятие для ограниченного круга…
Вечером того же дня в филармонии состоялся первый концерт органного абонемента, на этот раз развивающий идею «орган+». Партнером органа (солистка филармонии, лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка РФ Людмила КАМЕЛИНА) выступил самый «волшебный» из всех музыкальных инструментов – арфа (лауреат международных конкурсов Нина ГВАМИЧАВА). В программе в основном переложения для столь редкого состава популярных и совсем неизвестных произведений от барокко до современности. «Изюминкой» концерта стало исполнение народных ирландских песен и танцев на подлинной ирландской арфе. Чарующая музыка, непринужденная атмосфера, приятно проведенный вечер. Озадачила наполненность зала чуть больше чем наполовину, притом что в кассе билетов практически не оставалось.
Орган в Самаре постепенно обретает своего слушателя и свою нишу в музыкальной жизни города. Наступивший органный сезон, по моему мнению, выглядит многообещающим и вселяет надежду, что постепенно «король инструментов» перестанет внушать только трепет и почтение, превратившись в «своего» – близкого, понятного и именно поэтому необходимого.
Анна Карпова,
кандидат искусствоведения, доцент СГАКИ