+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

В мире шопеновских откровений

СПРАВКА. Мирослав Култышев родился в 1985 году в Ленинграде. Окончил Специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории, там же окончил аспирантуру (класс профессора Александра Сандлера). Лауреат международного фестиваля молодых пианистов имени Генриха Нейгауза (1998 год), международного музыкального фестиваля «Виртуозы 2000 года», обладатель Гран-при программы «Надежда России». Победитель ХIII Международного конкурса имени П.Чайковского (Москва, 2007 год) и Международного конкурса пианистов в Монте-Карло (Монако, 2012 год).
Выступает в лучших залах Санкт-Петербурга и Москвы, а также на таких всемирно известных концертных подмостках, как Musikverein в Вене, Зальцбургский Моцартеум, Avery Fisher Hall Линкольн-центра (Нью-Йорк), Сантори-холл (Токио), Сoncertgebow (Амстердам), Wigmore Hall (Лондон). Гастролирует во многих странах мира, сотрудничает с такими дирижерами, как Валерий Георгиев, Владимир Ашкенази, Юрий Башмет, Александр Дмитриев, Гинтарас Ринкявичюс.

Валерий ИВАНОВ, "Самарские известия" №197 (6626)

Ярким событием в культурной жизни Самары стали состоявшиеся в конце прошлой недели гастроли талантливого санкт-петербургского пианиста Мирослава Култышева. 

Конкурсный триумф

Звезда молодого музыканта ярко вспыхнула в 2007 году на XIII Международном конкурсе имени П.Чайковского: он стал обладателем второй премии (первая не была присуждена) и серебряной медали. Великий пианист Николай Петров, являвшийся председателем пианистического жюри этого конкурса, в интервью, которое автор этих строк взял у него для «Самарских известий», откровенно признался: «Култышев - замечательный пианист. Я был за то, чтобы дать ему золотую медаль, но один из наших могикан своим голосом воздвиг непреодолимый шлагбаум».

На этом конкурсе мне довелось слышать Култышева на всех трех турах. Для себя сразу отметил незаурядный талант музыканта. В его исполнительской манере были масштаб и значительность, инструмент под его пальцами пел, звук поражал ярким тембром. Третий тур стал для Мирослава подлинным триумфом. Давно не доводилось слышать столь личностную, исполненную глубоких переживаний интерпретацию Первого концерта П.Чайковского, а в концерте С.Прокофьева, где преобладают жесткие современные гармонии, - «цепкую», острую, насыщенную особой энергетикой игру.

Артистические грани

Творческая биография Култышева необычна. Концертную деятельность он начал уже в шестилетнем возрасте, а в десять лет дебютировал в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, исполнив с оркестром под управлением Юрия Темирканова концерт Моцарта.

Наивысшим достижением Култышева, тогда еще студента консерватории, конечно же, стала победа на XIII Конкурсе Чайковского. Но этот успех был не на пустом месте. К тому времени Мирослав уже являлся лауреатом нескольких международных конкурсов и фестивалей, стипендиатом Международного благотворительного фонда Юрия Башмета, обладателем молодежного гранта российской национальной независимой премии «Триумф». А спустя пять лет после Конкурса Чайковского Култышев стал победителем еще одного престижного соревнования - Международного конкурса пианистов в Монте-Карло. Так что молодого музыканта можно назвать блистательным конкурсантом.

К своим выступлениям, будь то конкурс или концерт, Мирослав относится чрезвычайно серьезно. На мой вопрос о его отношении к этим непростым со всех точек зрения творческим акциям он сказал: «Стараюсь не думать о конкурсной составляющей. Она, конечно, присутствует, но для искусства важно по возможности абстрагироваться от нее. В конкурсах вообще все очень непредсказуемо и субъективно. Абсолютно объективных критериев в нашем деле просто не существует. Я выхожу на сцену в первую очередь для музыки, с желанием что-то донести до слушателей, а не победить. Впрочем, все люди разные и настроены также по-разному. После выступления на третьем туре Конкурса Чайковского, покинув сцену Большого зала Московской консерватории, я еще долго продолжал оставаться там, на сцене. Испытал гордость за ленинградскую - санкт-петербургскую пианистическую школу, которая одержала на этом конкурсе большую победу: мой товарищ по Санкт-Петербургской консерватории пианист Александр Лубянцев стал лауреатом третьей премии конкурса. Это произошло спустя сорок лет после победы на Конкурсе Чайковского Григория Соколова».

Самарские нити

Нынешний приезд Мирослава Култышева в наш город – третий по счету. Самарцы слышали его спустя год после победы на XIII Конкурсе Чайковского на международном фестивале искусств «Самарская осень» в концерте творческого проекта санкт-петербургского Дома музыки «Река талантов», а затем - в концерте 2010 года.
Программу нынешнего сольного концерта, который прошел в рамках филармонического абонемента «Steinway приглашает», Култышев посвятил одному из своих любимых композиторов - Фредерику Шопену. Его сочинения пианист играл и в 2010 году, но тогда это была череда объединенных в сюиту разножанровых и разнохарактерных миниатюр композитора.

Нынешняя программа поразила масштабом и цельностью замысла. В первом отделении концерта прозвучали 24 этюда, объединенные Шопеном в две тетради, датированные 1832 и 1836 годами соответственно. Это своеобразная исповедь композитора, отразившего в этих циклах драматические события действительности и личные переживания. Кто не знает знаменитый Двенадцатый - «Революционный» этюд, навеянный трагическими известиями о разгроме польского восстания, исключительно драматичные и эмоциональные этюды, завершающие вторую тетрадь.

Музыкантский подвиг

Исполнение этого редкостного по масштабу цикла в одном концертном отделении – своеобразный музыкантский подвиг. От Мирослава Култышева потребовались не только исключительное мастерство, сочетающее виртуозную технику и эмоциональную наполненность игры, но и предельная сосредоточенность - продолжительность звучания цикла составила без малого час. Во втором отделении концерта прозвучала предваренная поэтичным, умиротворяющим ноктюрном шопеновская Соната си бемоль минор со знаменитым траурным маршем. Произведения, исполненные в этот вечер, превратились у пианиста в идущие от души высказывания о сокровенном.
С годами талант Култышева крепнет, обретает новые грани. В его игре теперь больше строгости, углубленной сосредоточенности, не переходящих, однако же, в холодную созерцательность. Музыкант как бы размышляет над инструментом, стремится передать свои эмоции и переживания звуком, не прибегая к излишней внешней экзальтации, что наблюдалось у него в прошлые годы.

На следующий день в сопровождении академического симфонического оркестра филармонии под управлением маэстро Энхе (Екатеринбург) Мирослав Култышева исполнил Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова. Прозвучала также Четвертая симфония Петра Чайковского.

Вдвойне счастливый

Интересная подробность. XIII Конкурс Чайковского стал для Мирослава Култышева вдвойне счастливым. Недавно он соединил свою судьбу с японской скрипачкой Маюко Камио, которая так же, как и он, победила на этом конкурсе. Маюко Камио - одна из самых титулованных скрипачек Японии. Она обладательница золотых медалей международных конкурсов Иегуди Менухина, имени Давида Ойстраха в Одессе и конкурса скрипачей в Монте-Карло. Свое мастерство она шлифовала в цюрихской Высшей школе музыки в классе знаменитого российского педагога Захара Брона.

Самарская филармония традиционно знакомит слушателей с самыми талантливыми молодыми музыкантами, многие из которых возвращаются в наш город уже в ранге мировых знаменитостей. Не исключено, что местным меломанам посчастливится услышать игру не только пианиста Мирослава Култышева, который обещал не забывать полюбившуюся ему Самару, но и знаменитую скрипачку Маюко Камио.