Валерий ИВАНОВ,
газета «Самарские известия»
Молодежный проект
«Река талантов» - единственный в своем роде творческий проект. Он задуман художественным руководителем санкт-петербургского Дома музыки Сергеем Ролдугиным и проводится с 2007 года, включая проходящие в Санкт-Петербурге мастер-классы и серию гастрольных концертов в волжских городах. В них готовящиеся к крупным международным конкурсам молодые исполнители из разных регионов России представляют свои программы, выступая в сопровождении симфонических оркестров. Все это призвано, кроме всего прочего, демонстрировать достижения современной российской исполнительской школы.
В прошлые годы в рамках этого проекта в Самаре побывало несколько действительно талантливых и перспективных молодых музыкантов, в числе которых были лауреаты Конкурса Чайковского санкт- петербургские пианисты Мирослав Култышев и Александр Лубянцев, одержавший свою первую творческую победу на исполнительском конкурсе в Тольятти московский скрипач Павел Милюков.
Не дипломом единым…
На этот раз «Река талантов» принесла в наш волжский город трех молодых музыкантов – исполнителей на различных инструментах. Как водится, в аннотациях-представлениях музыкантов перечисляется целая гирлянда международных конкурсов, в которых каждый из них успел отличиться. Такой аванс, думаю, вряд ли уместен: полученные дипломы не всегда являются показателем реального исполнительского уровня обладателей, тем более, что большая часть конкурсов, в которых они обычно принимают участие, далека от категории престижных.
Гости играли в сопровождении академического симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением Михаила Щербакова.
Без исполнительского драйва
Первым на сцену вышел фаготист Виктор Никишов из Екатеринбурга. Музыканту 24 года. Он окончил Екатеринбургский музыкальный колледж и Уральскую консерваторию имени М.Мусоргского. Сотрудничал с Уральским молодёжным симфоническом оркестром филармонии, с 2011 года работает в оркестре Екатеринбургского оперного театра.
Никишов, солировавший в Концерте для фагота с оркестром Моцарта, продемонстрировал профессиональное владение инструментом, играл свободно, без видимого напряжения. И, тем не менее, ему не удалось в полной мере овладеть аудиторией. Фагот – не самый популярный солирующий инструмент, и от играющего на нем музыканта требуются особая эмоциональная наполненность и то, что называют драйвом - без этого трудно претендовать на амплуа солиста. К сожалению, у Никишова, которому по роду своей деятельности в основном приходится играть в составе большого коллектива, звучание фагота порой было излишне монотонным, лишенным внутреннего порыва.
Дефицит индивидуальности
Двадцатипятилетняя альтистка Татьяна Витель родилась в Костроме, там же окончила Детскую музыкальную школу по классу скрипки и музыкальное училище по классу альта, а в нынешнем году - Московскую консерваторию имени П. Чайковского. Само по себе это должно быть свидетельством высочайшей квалификации музыканта, пока еще, может быть, и недостаточно подкрепленной опытом сольных выступлений. Витель выбрала малоизвестный, пронизанный современными гармониями и достаточно технически сложный Концерт для альта с оркестром английского композитора ХХ столетия Уильяма Уолтона. Впечатление от игры Татьяны Витель не сильно отличается от впечатления, произведенного игрой Виктора Никишова. Для выпускницы самой знаменитой российской консерватории мало свободного владения инструментом, необходимы и метки яркой творческой индивидуальности, незаурядной личности. Невольно вспомнилась высказанная несколько лет назад маэстро Владимиром Спиваковым резко негативная позиция в связи с нынешним уровнем преподавания скрипки в Московской консерватории. Не исключено, что это относится к преподаванию и других струнных инструментов.
Не трогающие душу эмоции
Царившую в этот вечер в зрительном зале достаточно аморфную атмосферу всколыхнул во втором отделении концерта самый молодой участник программы двадцатитрехлетний студент Казанской консерватории пианист Гайдар Бескембиров. У него значительно больший, нежели у музыкантов - коллег по концерту, опыт сольных выступлений, в том числе и с оркестром Самарской филармонии. Возросшему энтузиазму аудитории способствовало и то, что ее вниманию было предложено одно из самых гениальных сочинений мировой классики – Третий фортепианный концерт С.Рахманинова. У Гайдара Бескембирова отменный темперамент и недюжинная техника, которая позволила ему преодолеть многие «подводные камни» сложнейшего сочинения. Но исполнение молодого музыканта пока еще далеко от совершенства. Ему не достает отделки деталей, разнообразия динамических оттенков, а также стилевого единства звучания отдельных фрагментов концерта, как будто сочиненных разными композиторами. В игре мало тонкости, чувственной глубины, масштаба. Волны эмоций изливаются, в основном, в безудержных фортиссимо, которые, несмотря на прорывающуюся порой исполнительскую залихватскость пианиста, мало трогают душу.
Участники самарского концерта отобраны после мастер-классов опытных санкт-петербургских педагогов и, следовательно, являются не самыми худшими среди претендендующих на сольную карьеру. А это наводит на размышления о нынешнем состоянии и будущем российской исполнительской школы.