«Вивальди-оркестр» отмечает свое 25-летие: знаменитый коллектив выступил в Самаре с юбилейной программой
Текст:
Валерий Иванов
В Самарской филармонии выступил один из самых популярных отечественных коллективов - академический камерный «Вивальди-оркестр», создателем и бессменным художественным руководителем которого является народная артистка России Светлана Безродная. Музыканты пригласили слушателей на юбилейную программу «Нам 25. Лучшее».
«Вивальди-оркестр» необычен по составу: в нем только представительницы прекрасного пола. Он является своеобразным «ремейком» женского оркестра, созданного в начале XVIII века в Венеции при монастыре Сан Пиета великим итальянским композитором и скрипачом Антонио Вивальди.
Напутствие Иегуди Менухина
Светлана Безродная - не только замечательный музыкант с прекрасной школой Московской консерватории, но и опытный педагог, воспитавший не одного исполнителя – лауреата международных конкурсов. Вот что довелось услышать из ее уст:
«В 1990 году мне посчастливилось исполнять в Лондоне двойной концерт Баха с великом скрипачом Иегуди Менухиным. Как-то, после многих дней репетиций, наклонясь ко мне на сцене, он неожиданно сказал: «А теперь – джаз». И я поняла тогда, что нужно раздвигать рамки исполнения, что не следует замыкаться в одной области. Ведь по существу Бах является родоначальником джаза – он писал сочинения, сходные по своей структуре с современным джазом. Владимир Спиваков всегда показывает подаренную ему Бернстайном дирижерскую палочку. Я же показываю всем фотографию с дарственной надписью, которую получила тогда от Менухина. Она мне очень дорога, так как по существу решила всю мою дальнейшую жизнь.
Вначале в репертуаре образованного мной в 1989 году «Вивальди-оркестра» было то, что я сама играла в оркестре консерватории: Бах, Моцарт, Прокофьев, Чайковский. Начав задумываться над тем, как представлять на концертной эстраде высокую классику, постепенно пришла к исполнению ее как к спектаклю.
Когда программу концерта составляет целый калейдоскоп музыкальных произведений – совсем иная нагрузка. Крупную форму можно играть так называемым «крупным помолом», а миниатюры нужно отшлифовать, как грани бриллианта. Кроме того, важно войти в мир композитора и ненавязчиво передать это публике, пришедшей на концерт. Для меня сцена – по существу райское место. Музыканты оркестра постепенно ощутили, как мне хорошо, радостно на сцене, и это помогает включаться им самим. «Вивальди-оркестр» уже несколько раз «опоясал» земной шар. Может быть, это просто везение, но меня везде и всегда встречают как свою знакомую, с ожиданием чего-то необычного».
Своя ниша: репертуарная эклектика
«Вивальди-оркестр» сумел найти свою нишу в сфере музыкального исполнительства. Его репертуар включает сочинения самых различных жанров, эпох и стилей от раннего барокко до музыки ХХ века, современных авторов, а также многочисленные аранжировки и транскрипции серьезных классических и популярных у широкой публики произведений. Коллектив освоил огромный музыкальный пласт, именуемый «легкой танцевальной музыкой». Речь идет о шлягерах 1920—1950-х годов из репертуара танцевальных оркестров тех лет и танцевальных ритмах последующего времени, оперетте и джазе, старинном романсе и массовой песне. На первый взгляд, такая репертуарная эклектика представляется достаточно спорной для академического коллектива. Но именно это и составляет суть исполнительского стиля, исповедуемого Светланой Безродной.
Необычна сама по себе исполнительская манера «Вивальди-оркестра». Она сочетает классическую строгость с броской театральностью и раскованностью, которые никогда не преступают границы хорошего вкуса.
То самое – «лучшее»
Юбилейную программу открыла оригинальная версия для струнного оркестра оперы Моцарта «Дон Жуан». Светлана Безродная создала ее, обнаружив в одной из библиотек датируемое 1795 годом переложение оперы для струнного квартета Й. Кюфнера. Это первая часть задуманного Безродной поэтического триптиха «Три истории любви и одиночества». Длящееся около получаса сочинение, в котором в точно выверенном драматургическом контексте сплетены чарующие моцартовские мелодии, раскрыло богатую исполнительскую палитру коллектива. Звучание оркестра отличали бархатная глубина тембра, мягкая, элегичная кантилена, блестящая виртуозность и тончайшие динамические оттенки.
Вслед за этим, отсылающим к канонам старинной классики сочинением, слушателей в буквальном смысле закружила россыпь популярных «ретро-шлягеров». Танцевальные мелодии Соловьева-Седого из кинофильма «Доброе утро» сменились томным танго Петерсбурского «Утомленное солнце». Затем прозвучали стремительный фокстрот Венике «Гольфстрим», душещипательное «Мне бесконечно жаль» Цфасмана, страстное «Бессаме мучо» Веласкеса, заводной «Истамбул» Саймона и, конечно же, «фирменные» номера: задушевная «Тиха вода» Рознера и - в заключение программы - зажигательный культовый хит 1930-х годов пасодобль «Рио-Рита».
Как всегда украшением концерта стало выступление в сопровождении «Вивальди-оркестра» обладающего не только голосом приятного теплого тембра, но и уникальной певческой ретро-манерой солиста Сергея Полянского.
За каждым номером программы – увлекательная история, связанная то с созданием песни или инструментальной миниатюры, то с перипетиями их исполнительской биографии. Эти популярные мелодии, запечатленные на массивных виниловых пластинках на 78 оборотов в минуту, в послевоенные годы разносились, кажется, в течение целого дня из репродукторов и из окон квартир.
Трудно поверить, но многое из того, что было исполнено в юбилейном концерте и что сегодня воспринимается как проникновенное лирическое излияние или задорный кураж, в свое время клеймилось поборниками нравственности как образцы пошлости и дурновкусия, в лучшем случае – как беспринципное подражание буржуазному Западу.