Эдуард Артемьев: «“Девять шагов” - это девять частей на пути к Преображению. Я позволил себе немного переставить части и завершить Реквием Sanctus: очень светлой частью на текст древнего литургического гимна «Свят, свят, свят». Эта часть была набросана первой, очень давно, лет в 30 Так что идея написать Реквием много лет ждала воплощения. Кажется, в 1958-м, будучи студентом, я был на прослушивании «Симфонии псалмов» Стравинского в Союзе композиторов. Это было настоящим потрясением. И особенно меня поразило звучание латинского текста, его фонетика. Композитор использовал оригинальный текст из римско- католической заупокойной мессы и погребальной службы, написанный на латыни около 1000 лет тому назад. Я был заворожен самим звучанием фонем латинского языка, на котором таинственный для меня канонический текст молитв обрел сакральную сущность. С тех пор зрела идея написать сочинение на латинский текст. В Реквиеме традиционный канонический текст, но сегодня для нас это концертное сочинение, не ритуальное. И я позволил себе какие-то части выпустить, например, Credo. Lacrimosa же сделал отдельной частью, как это было у Моцарта. Согласно канонам, реквием заканчивается молитвой «Agnus Dai (Даруй им Господи Вечный покой)».
Я же решил закончить мессу молитвами Sanctus & Benedictus - во Славу Господа Нашего Бога Иисуса Христа. Мне заказали хоровое сочинение к 90-летию Владимира Минина. Я сначала отказался, и Реквием, существующий в набросках, представлялся неподходящим произведением к юбилею. Но Минину идея понравилась. Так что сочинение написано и посвящено этому выдающемуся музыканту современности».
12 сентября в Концертном зале Самарской филармонии прозвучит грандиозное произведение «Девять шагов к Преображению» Эдуарда Артемьева, народного артиста России, лауреата четырех Государственных премий и множества профессиональных наград. Его называли живым классиком, патриархом электронной музыки, он - автор симфонических, хоровых, камерных сочинений, оперы, но широкой публике известен прежде всего киноработами, которых более 200. Его «Девять шагов ...» - это мистический сплав трагедии, боли и солнечного сияющего звучания, тишины и оглушительной безбрежной экспрессии, которая теряет земное притяжение и уносится вверх ангельским звучанием хора.
Создавать это произведение Артемьев начал еще в 1980-е, затем возвращался к этой работе в 1990-х, а закончил, только получив заказ на сочинение к 90-летию дирижёра Владимира Минина. Это несколько вольная интерпретация канонической мессы. Не видно и не слышно той аскетичной манеры, которая характерна для этого жанра. Ещё дальше уводит от этого жанра состав исполнителей и музыкальных инструментов, обширный и тоже неканонический. Екатерина Артемьева (сопрано), финалист телепроект «Голос», солист театра «Градский Холл» Андрей Лефлер (тенор), лауреат Международного гитарного конкурса, солист Московской государственной филармонии Виталий Кись (гитара-соло), Алексей Заволокин (бас-гитара), Марианна Высоцкая (орган), сводный хор в составе: Московский государственный академический камерный хор (основатель и президент хора - Владимир Минин, художественный руководитель и дирижер – Тимофей Гольберг), хор «Solaris» Самарского института культуры (руководитель - Елена Юнек), детский хор «Гармония» музыкальной школы №5 им. П.И. Чайковского (руководитель – Екатерина Попова), - и Академический симфонический оркестр Самарской филармонии. Дирижер - Тимофей Гольберг.
Мировая премьера состоялась в 2018 году в Москве в концертном зале им. П.И. Чайковского. «На сцене российской давно не появлялось такой крупной формы, такой оратории, которая выражала б эмоциональное состояние современного мятущегося человечества», – отметил дирижер, народный артист СССР Владимир Минин.