Версия для слабовидящих
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями

Второй Волжский фестиваль духовной музыки

Второй Волжский фестиваль духовной музыки
2 апреля
2013
14 апреля
2013
«Духовная музыка, которая прозвучит в эти дни на волжских берегах, обращена к самой сердцевине человеческого бытия, затрагивает самые глубокие струны человеческой души, которая и сама в этом случае становится Давидовой десятиструнной псалтирью (Пс. 32, 2), хвалящей и благословящей Господа.
Отрадно, что Волжский фестиваль духовной музыки становится заметным культурным событием, помогающим людям приобщиться к музыкальной культуре, которая на протяжении веков развивалась в Церкви и отразилась в творчестве величайших композиторов. Они вкладывали в свои произведения любовь к Богу, и пусть со сцены фестиваля это глубокое чувство перейдет ко всем слушателям...»
Из текста приветствия Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева)
Прошедшие концерты
2
2013
апреля
18:30
Второй Волжский фестиваль духовной музыки
Описание
Текст «Stabat Mater dolorosa» – «Мать скорбящая стояла» – был написан в XIII веке, предположительно, итальянским францисканцем Якопино да Тоди как секвенция (часть католической мессы). По своему содержанию текст очень близок к православным богослужениям. Он очень эмоционален, легко ложится на музыку: неслучайно на протяжении веков на эти слова было написано более 200 произведений. Среди наиболее известных – «Stabat Mater» Гайдна, Перголези. Обращались к средневековому тексту и современные композиторы – такие как Арво Пярт и Карл Дженкинс.

В 1735 году Джованни Баттиста Перголези (1710-1736), едва достигший двадцати пяти лет, но уже широко известный, главным образом своими операми, резко меняет образ жизни. Из Неаполя, где проходила, в основном, его деятельность, он переезжает в небольшое местечко Поццуоли, расположенное неподалеку. Причина тому – начинающаяся чахотка. Перголези обращается к духовной музыке. Над своей «Stabat Mater» он работал буквально до последних дней жизни. Не удовлетворенный написанным, он вносил все новые и новые поправки в партитуру, пока смерть не заставила его выронить перо из рук. Дата первого исполнения «Stabat Mater» неизвестна. Как всякое истинно новаторское произведение, «Stabat Mater» Перголези далеко не сразу получила признание. Так, даже знаменитый падре Мартини, великий музыкальный ученый XVIII века, не сумел оценить его: «“Stabat Mater” Перголези содержит слишком много пассажей, которые скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби; многие подобные черты проявляются и в церковной и светской музыке Перголези». Собственно, подобные упреки преследовали всех великих авторов духовных сочинений – от Баха до Верди.

«Stabat Mater» Перголези состоит из 12 частей. Общий характер сочинения отличается камерностью, трогательностью, проникновенной лирикой.

Мировая премьера «Stabat Mater» митрополита Илариона (Алфеева) состоялась 22 января 2012 года в Москве. Она ознаменовала завершение II Московского Рождественского фестиваля духовной музыки.
Идея написать «Stabat Mater» посетила митрополита его еще в 2007 году, когда он работал над «Страстями по Матфею». «В Евангелии от Матфея ничего не сказано о Матери Божией, стоящей у Креста, – напомнил митрополит Иларион. – Но мне хотелось написать сочинение, которое было бы посвящено именно этой теме. Это вечная тема: Мать, плачущая о страданиях своего ребенка, и Божия Матерь, которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к своему Сыну – воплотившемуся Богу».
«Stabat Mater» митрополита Илариона (Алфеева) состоит из 4-х частей, продолжительностью около 25 минут.

Concerto grosso митрополита Илариона (Алфеева) было написано в течение нескольких дней зимних каникул 2012 года. Его премьера состоялась 16 апреля 2012 года в Оружейной палате Московского Кремля на открытии XIII Международного фестиваля «Кремль музыкальный» памяти Николая Петрова. Публика встретила премьеру сочинения в исполнении камерного оркестра «Volga Philharmonic» и Дмитрия Когана бурными овациями, и оркестр полностью сыграл произведение на бис.
цена билета
250-1500 руб.
7
2013
апреля
18:30
Второй Волжский фестиваль духовной музыки
Описание
Симфония «Песнь восхождения» была написана митрополитом Иларионом (Алфеевым) в августе 2008 года во время его краткосрочного отпуска в Финляндии. В основу либретто лег текст семи псалмов из заключительных разделов Псалтири. Два из этих псалмов имеют в Библии подзаголовок «Песнь восхождения», что и дало название всему произведению.

Псалмы царя Давида на протяжении веков служили источником вдохновения для композиторов и певцов. Сам Давид, согласно Библии, исполнял их в сопровождении гуслей. В древнееврейском литургическом обиходе псалмы исполнялись хором или солистами в сопровождении различных инструментов – струнных, духовых и ударных. Некоторые из музыкальных инструментов упоминаются в текстах псалмов или в их надписаниях.

Тексты псалмов обладают чрезвычайным богатством содержания и выражают различные эмоциональные и духовные переживания: скорбь и покаяние, умиление и сокрушение сердца, радость и ликование. В этом смысле о Псалтири говорится как об универсальном сборнике молитв, в котором все основные состояния человеческой души переплавляются в молитвенные воздыхания, обращенные к Богу.

Многие композиторы XVIII–XX веков обращались к тексту псалмов. Среди наиболее известных произведений XX века на слова Псалтири можно упомянуть «Симфонию псалмов» Стравинского и ораторию «Чичестерские псалмы» Бернстайна. Новая симфония архиепископа Илариона, относящаяся уже к XXI веку, продолжает эту традицию.

Симфония состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свою драматургию. Общая драматургия симфонии – восхождение из глубин отчаяния к высотам молитвенного ликования и восторженной хвалы Богу.
цена билета
250-1000 руб.
14
2013
апреля
18:30
Второй Волжский фестиваль духовной музыки
Описание
«Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) – монументальное произведение для солистов, хора и оркестра, написанное осенью 2006 года. Музыку этого уникального сочинения отличает яркость мелодического языка, красочность гармоний, оригинальность композиции, духовная глубина. Впервые в истории русской музыкальной традиции произведение такого масштаба написано на канонический текст Евангелия от Матфея и на богослужебные тексты Православной Церкви.

Произведение впервые прозвучало 27 марта 2007 года в Москве, в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси, в Большом Зале Консерватории, в исполнении – Государственного Академического Большого Симфонического Оркестра им. П. И. Чайковского и Хора Государственной Третьяковской Галереи. Дирижировал премьерой – народный артист России Владимир Федосеев. С тех пор произведение неоднократно исполнялось в России и за рубежом, вошло в репертуар целого ряда ведущих хоровых и оркестровых коллективов.

29 марта 2007 года это же произведение, теми же исполнителями, было представлено в Риме (Италия), что стало знаковым событием не только в музыкальной жизни двух мировых столиц – Москвы и Рима, но и во взаимоотношениях между Православной и Католической Церквами. Концерт получил поддержку Папского Совета по культуре. На римской премьере произведения присутствовал папа Римский Бенедикт XVI.

В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Это повествование чередуется с музыкальными номерами – речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы. Некоторые номера исполняются только оркестром, другие – хором а капелла, во многих номерах оркестр и хор звучат вместе, взаимно дополняя друг друга.

В восприятии страстей Христовых православная традиция значительно отличается от западной, будь то католической или протестантской. Взирая на распятого Иисуса, православный христианин видит не столько страдающего Человека, сколько Бога в Его неизменной и вечной славе – Бога, ставшего Человеком и принявшего смерть для спасения всех людей. Размышляя о смерти Иисуса, православный христианин ни на миг не забывает о Его воскресении. Такое же восприятие отражено и в богослужебных текстах Страстной седмицы, которые легли в основу «Страстей» и определили их общее настроение. Лирический, эмоциональный элемент в произведении не является преобладающим. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека – именно в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Христа.

«Страсти по Матфею» – наиболее значительное по широте замысла и качеству его воплощения произведение митрополита-композитора. Оно состоит из 48 музыкальных номеров, включая речитативы, арии для баса и сопрано с оркестром, хоры, фуги для оркестра, фуги для оркестра и хора. Общая продолжительность произведения – более полутора часов.

Премьера в Храме Христа Спасителя Премьера в Ватикане



Вот что пишет о своем сочинении сам еп. Иларион:

«В своем сочинении я опирался на музыкальное видение баховской эпохи: именно потому я назвал свое сочинение «Страстями по Матфею» – чтобы не возникало вопросов, на кого я ориентируюсь. Но это «не цитирование и не рекомпозиция, не пародия и не деконструкция». Добавлю, это и не стилизация. Музыка Баха для меня – ориентир, эталон, потому и отдельные баховские интонации естественно вплетаются в музыкальную ткань моего сочинения. Но старую форму «Страстей», восходящую к до-баховской эпохе (вспомним замечательные «Пассионы» Шютца), я наполнил новым содержанием.

Оригинальность этого сочинения заключается, во-первых, в его христоцентричности. В русской светской музыкальной традиции вплоть до последней четверти XX века не было произведений, посвященных жизни, страданиям, смерти и воскресению Христа. Евангелие не воспринималось нашими светскими композиторами как достойный сюжет для музыкального творчества. Русские оперы и оратории писались на исторические или романтические сюжеты, религиозный элемент в них не был центральным. Я же в своем сочинении опирался на евангельский сюжет и на богослужебные тексты, которые, опять же, лишь в редких случаях использовались в нашей светской музыке. Структура моего сочинения напоминает структуру Последования Страстей Христовых, совершаемого в канун Великой пятницы. Это богослужение иногда называют Службой двенадцати Евангелий, потому что евангельские отрывки в ней перемежаются с тропарями, стихирами и канонами, содержащими богословский комментарий к евангельскому тексту. Таким же комментарием к евангельской истории Страстей Христовых является моя музыка.

Во-вторых, «Страсти по Матфею» – первое музыкальное сочинение, написанное для концертной сцены, но основанное на традициях русской церковной музыки. В XIX-XX веках существовал водораздел между музыкой для богослужебного употребления, и музыкой светской, концертной. Первая звучала почти исключительно в храмах, вторая – в концертных залах и театрах. Мне же хотелось создать некий синтез этих двух традиций, преодолеть искусственный водораздел между ними. Мне хотелось, чтобы люди, которые не ходят в церковь регулярно, смогли пережить те же чувства, какие испытывают православные верующие, когда присутствуют на богослужениях Страстной седмицы. Для меня «Страсти по Матфею» – не только музыкальный, но еще и миссионерский проект. Я хотел, чтобы, услышав эту музыку, люди потянулись в церковь.

В-третьих, в качестве либретто я использовал богослужебные тексты, которые я сам выбирал, иногда адаптируя их или сокращая для того, чтобы они легче ложились на музыку. Моей задачей было написать серию музыкальных фресок, которые в совокупности составляли бы цельную иконографическую композицию, посвященную Страстям Христовым. Если иконы и фрески – это умозрение в красках, то мне хотелось создать умозрение в музыке, то есть такую музыку, которая была бы наполнена церковным, богословским содержанием».
цена билета
250-1000 руб.
История фестиваля
Третий Волжский фестиваль духовной музыки
«Значение фестиваля трудно переоценить, он помогает публике приобщиться к подлинному искусству. Волжский фестиваль духовной музыки стал заметным событием для музыкальной общественности. Концерты посещают не только люди верующие, но и те, кто...