
Юлия ШУМИЛИНА*
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА
27 октября на сцене Самарской филармонии пройдет первый концерт Абонемента «Музыкальный клуб Вадима Эйленкрига» – единственного джазового цикла в абонементной обойме сезона 2022/2023 годов. В рамках абонемента выступят Даниил Крамер, Трио Дмитрия Илугдина, Академический симфонический оркестр, Камерный оркестр Volga Philharmonic и, конечно, Eilenkrig Crew. В конце сезона минувшего наш корреспондент взял короткое интервью у Вадима ЭЙЛЕНКРИГА.
– Самара – родной для меня город, третий город после Москвы и Казани, где я чаще всего бываю. И филармония здесь – одна из лучших!
Самого востребованного российского джазового трубача в Самаре обожают. На его концерты приходят слушатели и стар и млад – и немудрено, ведь он всегда обаятелен, харизматичен, открыт, требователен к качеству своих концертов и, главное, безумно талантлив. Его перфекционизм в творчестве неискореним.
Вадим, сегодня будет долгожданный для Самары концерт. Слушатели волновались: почему так долго вас нет? Что мешало до нас добраться?
– Меня не было в России. У меня был тур – концерты в разных точках мира. Так получилось, что я физически не смог приехать в марте. Спасибо Самарской филармонии, что ее сотрудники правильно это поняли и перенесли наш концерт.
Сейчас достаточно сложное время для артистов, особенно гастролирующих музыкантов. Время вносит коррективы в концертные графики, появляются новые вводные. Какие-то концерты и гастроли отменяются… Как вы перестраиваетесь в новых реалиях?
– Удивительным образом у нашего коллектива, и у меня в частности, работы много. Ее даже больше стало, она расписана до конца года. У нас будет большое количество концертов. Но, прежде всего, появилась проблема с логистикой. Когда мы должны были играть в Краснодаре, нам пришлось лететь в Ставрополь через Казахстан, а оттуда еще долго ехать. Раньше за это время можно было долететь до Нью-Йорка. Сейчас логистика стала очень сложной. Естественно, из-за этого больше устаешь.
В свое время Владимир Винокур на вопрос, какое главное качество должно быть, чтобы стать народным артистом, ответил: «Здоровье!» И это абсолютная правда. Все народные артисты, которых я знаю и знал лично – Даниил Борисович Крамер, Игорь Михайлович Бутман, Лариса Александровна Долина, уже ушедший от нас Иосиф Давыдович Кобзон, – обладали и обладают выдающимся здоровьем. Из чего я делаю вывод, что, скорее всего, народным я не стану… Ведь любые гастроли для меня – тяжелая история. А сейчас стало еще тяжелее. Что касается психологических моментов, то сейчас, действительно, непростое время. Я вспоминаю фразу из воспоминаний Рахманинова, он, в свою очередь, ссылался, что прочел ее у Гейне: «Что забирает жизнь, возвращает музыка!»
Надо сказать, что мы на сцене для себя это возвращаем. Мне кажется, что люди, которые ходят на наши концерты, тоже что-то возвращают себе. Я обратил внимание, что на наших концертах много слушателей. И в пандемию, как только открыли концертные залы, было то же самое. Потому что на эти несколько часов слушатели оказываются в другом мире.
Сейчас у многих пессимистическое настроение. А вы для зала являетесь «энергетической батареей». Как вы сами подзаряжаете свои батарейки?
– На концерте мы обмениваемся энергией. Я думаю, что если бы я вышел в зал, который не отвечал бы мне взаимностью, то мои батарейки быстро бы сели. А так мы подзаряжаем друг друга. Сейчас у многих тревожное состояние. Кто-то принимает алкоголь, но это тупиковый путь. Если используют алкоголь для того, чтобы снимать стресс, то это конец. Правда, я говорю про алкоголь скорее теоретически, нежели практически. Я в этой теме теоретик.
Последний раз, когда вы к нам приезжали, то исполняли на концерте песни из альбома Newborn, посвященные своим новорожденным детям. Сейчас ваши близняшки Лея и Илай вносят коррективы в ваше творчество?
– Они хорошо знают то, что я им посвятил. Если раньше они говорили: «Папа, поставь что-нибудь хорошее!», то теперь им нравится то, что я им написал. Это прекрасно! А самое главное, что я их так люблю! Это взаимная родительско-детская любовь. Это состояние, чувство и дает возможность что-то делать.
Как раскроет ваше нынешнее состояние сегодняшняя программа?
– Изначально в афише нашей программы среди исполнителей была заявлена Юлия Гарифуллина. Это блестящая певица, с которой я познакомился в Татарстане на фестивале Yзгәреш Җиле («Ветер Перемен»), музыкальным руководителем которого я являюсь уже семь лет. У нас с ней был аншлаговый концерт в Карнеги-холле. При том, что это был проект татарской музыки, в зале были люди всех национальностей. И после нашего выступления были прекрасные отзывы. Но Юлия сейчас в Америке, она не смогла прилететь на этот концерт, поэтому сегодня для слушателей будет большой сюрприз...
На телеканале «Культура» в этом году сняли новый сезон «Большого джаза». Его не было девять лет. В год 100-летия российского джаза телеканал «Культура» снова запустил этот проект. На нем было 16 молодых талантливых ребят. Среди участников мне очень понравилась одна девушка – Анастасия Иванова. Она играет на тромбоне, поет, прекрасно двигается, очень хорошо говорит. Трудно поверить, что ей 21 год. Я с радостью пригласил ее украсить сегодняшний концерт. Мне кажется, что она – будущее нашего джаза. Анастасия красива, одарена, музыкальна. У нее есть талант – она умеет нравиться публике.
И еще она очень смелая.
– Да, она молодец. Вы будете поражены и удивлены тем, что она делает, какая она искренняя. Я думаю, что в следующем году она вновь приедет в Самару в рамках моего абонемента со своим составом, потому что ей уже надо делать свою сольную программу – заявлять о себе. Ведь она уже делает это убедительно.
Получается такая передача джазовой эстафеты – между разными поколениями... Вы, к примеру, могли когда-нибудь предположить, что Даниил Борисович Крамер, который много лет назад приглашал вас, молодого музыканта, участвовать в своем абонементе, через годы сам станет участником вашего?
– Тогда я, конечно, об этом не думал. А сейчас надеюсь, что и Настя Иванова через какое-то время пригласит меня в свой абонемент. И мне это будет безумно приятно. Я не верю, что может быть какая-то ревность, конкуренция между музыкантами. Это ведь очень здорово, когда ты представляешь публике артиста, которого она еще не знает. И публика его принимает, он занимает свое место на сцене. Это говорит только об одном: что ты пригласил именно того артиста, которого было нужно. И мне сейчас очень приятно, что Даниил Борисович согласился принять участие в моем абонементе. Мне кажется, что по-другому и быть не могло. Он интеллигентный музыкант и правильно все понимает. Думаю, что он будет только рад.
* Специалист отдела по связям с общественностью Самарской государственной филармонии, «Золотое перо губернии»
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15–16 (236–237)