Описание
Орган – один из самых удивительных и необычных музыкальных инструментов – не случайно его называют «Королем инструментов». Орган нельзя целиком увидеть, даже если находишься рядом с ним, в концертном зале или соборе. Его можно только слышать – и вот тогда-то он раскрывается весь. Только у него есть тот величественный, «идущий как будто из вечности голос», которого не имеет никакой другой инструмент, никакой оркестр.
Этой осенью в Самаре в восьмой раз проходит Международный органный фестиваль «Королевские аудиенции». Фестиваль родился в 2002-м, спустя год после открытия нового органа в Концертном зале филармонии. Само название «Королевские аудиенции» отражает его главную особенность – представить Короля инструментов не только сольно, но и в ансамблевом музицировании. Предыдущие годы продемонстрировали огромное разнообразие альянсов «орган плюс…»: орган звучал в сочетании с инструментами и ансамблями, с голосом и хором, сопровождал пантомиму и немое кино. Не станет исключением и нынешний фестиваль: свои краски к звучанию органа добавят фортепиано, скрипка, флейта, гобой и человеческий голос.
Необходимо отметить, что в этом году фестиваль посвящен памяти Макса Регера (1873-1916) – немецкого композитора, дирижера, пианиста и органиста, одного из лучших интерпретаторов произведений Баха. Будучи автором множества произведений для органа, композитор признавался: «Другие люди пишут фуги - я живу в них». Кстати, одной из первых стран, признавших талант немецкого мастера, была Россия, где он с успехом выступал в 1906 г. и был с восторгом принят молодым поколением русских музыкантов во главе с Мясковским и Прокофьевым.
В знак почтения и признательности мастеру в программе каждого фестивального концерта прозвучат произведения Регера, довольно редко исполняемые на самарской сцене.
В заключительном концерте фестиваля на самарскую сцену поднимется очаровательный дамский квартет. За органным пультом – солистка Самарской филармонии Людмила Камелина: заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов, победитель конкурса «Культурный герой года» в номинации «Художественное явление» (2007 г.), лауреат Губернской премии в области литературы и искусства (2008). Людмила Камелина – автор уникальных просветительских проектов, ставших визитной карточкой культуры Самары – «День рождения Органа», «День рождения великого Баха», не имеющий аналогов в России цикл программ «Органные столицы мира», а также художественный руководитель Международного органного фестиваля «Королевские аудиенции».
Сопрано Ольга Ионова окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, стажировалась на мастер-классах в Голландии и Германии. С 2001 года является солисткой театра Новая Опера, сотрудничает с Большим театром и другими оперными театрами России, участвует в музыкальных фестивалях. В ее дискографии записи русской духовной музыки, сочинений Рахманинова и Кикты, диск «Rendering» Игоря Бриля с Юрием Голубевым.
Фридерике Кайзер получила образование в Национальной консерватории музыки и танца в Париже, затем в Высших школах музыки Любека и Штутгарта. Победительница международного конкурса им. Моцарта в Италии, стипендиат Фонда Иегуди Менухина. Активную концертную деятельность совмещает с работой концертмейстера оркестра радио WDR в Кёльне.
Флейтистка Анна Бишоф еще ребёнком была удостоена чести играть в составе камерного оркестра. Профессиональное обучение продолжила в Любеке, Гамбурге, Ганновере и Страссбурге В настоящее время – солистка Молодёжного симфонического оркестра Берлина. Анна страстно увлечена камерным исполнительством, ей доверяют премьерные исполнения своих сочинений современные композиторы Франции и Германии.
Программа
Г.Ф. Гендель. Фрагменты из сюиты «Музыка на воде» (транскрипция для органа)
Ария Альмирены «Lascia ch'io pianga» из оперы «Ринальдо»
Ф. Куперен. Фрагменты из Сюиты «L’Imperial» (переложение для флейты, гобоя и органа)
И.Л. Кребс. Две Фантазии для флейты, гобоя и органа
Г.Ф. Телеман. Ария «Hemmet den Eifer»
В.Ф. Бах. Дуэт для гобоя и флейты
А. Вивальди. Концерт ля минор, RV 536 (переложение для флейты, гобоя и бассо континуо)
М. Регер. Интродукция и Пассакалья ре минор для органа
И.С. Бах. Ария сопрано «Aus Liebe will mein Heiland sterben» из оратории «Страсти по Матфею»
Ария сопрано «Zerfließe mein Herze» из оратории «Страсти по Иоанну»
Прелюдия и фуга Соль мажор BWV 550
Ария «Sich Ueben im Leben» из Кантаты № 202
Исполнители
Фридерике Кайзер (гобой, Германия)
Анна Бишоф (флейта, Германия)
Солистка театра «Новая Опера» Ольга Ионова (сопрано)
заслуженная артистка РФ Людмила Камелина (орган, Самара)
Концерт ведет лектор-музыковед Ирина Цыганова