+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
12 мая 2020
1 мая в Самарской филармонии – «юбилей в юбилее»: исполнилось 75 лет со дня образования музыкально-литературного лектория.

1945-й
Считанные дни оставались до объявления полной и окончательной Победы над фашистской Германией. Предвосхищение важного события, которого люди ждали все эти долгие годы, было словно разлито в воздухе. Во многих городах нашей большой страны уже начинались масштабные восстановительные работы, возвращались домой из эвакуации люди и промышленные предприятия. Город Куйбышев, находившийся в начале войны в статусе «запасной столицы», постепенно налаживал быт теперь уже в ранге крупного промышленного центра Поволжья. Исторический факт пребывания на нашей земле ГАБТа, крупных музыкальных и театральных организаций придал стимул необыкновенно мощному развитию всей творческой жизни города. И, несмотря на видимые и объективные потери – немалая часть нашей творческой интеллигенции устремилась вслед за столичными коллективами, – культурная жизнь Куйбышева не затихала ни на мгновение! Об этом говорят и документы эпохи, и воспоминания современников.

Весной Куйбышевской филармонии исполнилось пять лет. Она выстояла в непростых условиях, сохранила симфонический оркестр, но одним из самых главных ее приобретений стала большая аудитория любителей музыки и театра, воспитанная на высоких эталонах исполнительского искусства.

Постепенно в филармонию возвращались с фронта ушедшие на войну музыканты, и молодые специалисты, закончив обучение в консерватории, тоже устремлялись к родному дому. Это давало надежду на возрождение и укрепление музыкальных традиций силами обновленного состава сотрудников и артистов. Меж тем творческий опыт, концертный репертуар за эти годы был накоплен немалый! Да и солистов филармонии, победителей различных смотров и конкурсов, заметно прибавилось. Среди них – Татьяна Пахомова (сопрано), Владимир Барынин (бас), Юлиан Судаков (скрипка), Милий Тейх (виолончель), Александр Франк (фортепиано)…

 
Авторские вечера и декады музыки советских композиторов, исполнительские конкурсы всесоюзного уровня на сцене филармонии, встречи с рабочей и студенческой аудиторией, выездные концерты в сельских клубах, в отдаленных районах области без сцены, на кузове грузовика в чистом поле – такая смена локаций была привычным делом для наших артистов. Литературно-поэтические концерты, вечера камерной музыки, эстрадные и цирковые представления, выступления джаз-оркестра – словом, всё, что достойно было существовать на сцене большой концертной организации, которой стала Куйбышевская филармония ко времени окончания войны, – всё это превратилось в огромный концертный вал, грозивший смести на своем пути сотрудников и администраторов, в чьих руках была организационная работа.

 
Назрела необходимость создать такой творческий организм внутри филармонии, который смог бы управлять этим мощным потоком. Так возникла идея создания музыкально-литературного лектория Куйбышевской государственной филармонии. Теперь у руля формирования идеологического и творческого репертуара, наряду с директором Владимиром Николаевичем Львовым, назначенным из числа артистов, и художественным руководителем филармонии пианистом Александром Наумовичем Шхинеком, должен был встать и художественный руководитель лектория. Кандидатуру выбирали с пристрастием. Так в филармонии появился Александр Алексеевич Рославлёв-Снесский (1885–1967).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8–9 (181–182)
(продолжение следует)

Музыковед Самарской государственной филармонии Людмила Беляева
Часть 2
Часть 3