+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
04 июня 2020
В 2020 году исполняется 110 лет экстраординарному событию. В мае-июне 1910 года на сцене Самарского театра-цирка «Олимп» прошли гастрольные концерты симфонического оркестра знаменитого дирижера, издателя, подвижника Сергея Кусевицкого с участием гениального композитора и пианиста Александра Скрябина.
Начало (I часть и II часть)

III. Анонсы таинственного мистера Fis

Стоит отметить, что самарская газета «Волжское слово» в мае 1910 года провела большую рекламную кампанию предстоящего Волжского турне оркестра Сергея Кусевицкого, разместив на своей первой полосе афиши концертов с их программами, а также публиковала на своих страницах заметки, анонсирующие первые симфонические концерты. Фрагмент статьи, вышедшей в день первого симфонического концерта оркестра Кусевицкого, автора под таинственным псевдонимом - Fis («Фа-диез») мы приводим ниже:

Симфонический концерт

«Сегодня музыкальный мир Самары переживает большое событие: в первый раз со дня основания нашего молодого города раздадутся звуки симфонической музыки.

Этот род музыки, благодаря тому, что все гении и выдающиеся композиторы признавали его за идеал творчества и за кульминационную точку страстной потребности поведать миру свои настроения, переживания, муки - сделался излюбленною целью каждого композитора (…).

Формы симфонического творения, представляющие непреодолимую преграду для нищих духом, в руках даровитого автора получают гибкость и эластичность, усугубляющие красоту и неотразимость произведения. Если за палочку берется человек, талантливо понявший композитора, то вдвоем они реют как свободные орлы в недосягаемом поднебесье, они безраздельно и самодержавно царят на копошащейся где-то внизу бесчисленною толпою, с изумлением и восторгом взирающей на полет их фантазии.

Добавим к этому, что необычайное изобилие, яркость и блеск красок современного оркестра, расточительное разнообразие и сложный, не заходящий за пределы прекрасного контрапункт, - все это необходимое оружие в руках талантливо распоряжающегося полководца – композитора.

Таковы данные, вызвавшие и узаконившие, так сказать, в культурных центрах потребность к симфонической музыке; там она сделалась такою же потребностью, как и носовой платок.

Поэтому – сегодня вечером убедимся… Многие ли у нас пользуются носовым платком?»
Fis.

Автор этих заметок – явно профессиональный музыкант. Кто он? Самарский журналист, искусствовед или кто-то из столичных критиков? Может быть, это Оскар Риземан, следовавший вместе с кортежем музыкантов Сергея Кусевицкого, и написавший впоследствии книги о Н.А. Римском-Корсакове и о С.В. Рахманинове? А, может быть, это были заметки женщины-критика Елены Тидебель, написавшей немало статей о русских музыкантах и композиторах, в том числе о Скрябине?

Пока эти вопросы остаются открытыми. Но есть повод разгадать загадку…

(Продолжение следует…)