03 ноября, в четверг, в 18.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста РФ Сергея Ролдугина, а также Самарская государственная филармония и её художественный руководитель - Народный артист РФ Михаил Щербаков - приглашают на традиционный ежегодный концерт финалистов всероссийского проекта «Река талантов». В программе выступят молодые успешные музыканты, лауреаты международных конкурсов Анна Кузнецова (арфа), Полина Ворсина (гобой) и Богдан Ефремов (виолончель). С Академическим симфоническим оркестром Самарской филармонии под управлением самого маэстро Щербакова они исполнят Концерт для арфы си-бемоль мажор Генделя, Гобойный концерт до мажор Моцарта и Концерт для виолончели си минор Дворжака.
Георг Фридрих Гендель – один из крупнейших представителей мира музыки XVIII века. Он родился в Германии, но большую часть жизни провел в Англии, которая сформировала его эстетические взгляды. Им написано огромное количество произведений в самых разных жанрах: 40 опер, более 30 ораторий, церковные хоралы, органные концерты, сочинения в жанре камерной вокальной и инструментальной музыки. Шесть органных концертов ор.4 были созданы в 1735-1736 годах как интерлюдии к исполнению его ораторий в недавно открытом королевском театре «Ковент-Гарден», где Гендель имел должность музыкального руководителя. Концерт си-бемоль мажор №6 впервые прозвучал с ораторией «Праздник Александра» в 1736 году. В программе вечера Концерт будет исполнен в переложении для арфы Марселя Гранжани.
Жанр инструментального концерта был очень популярен в Европе XVIII века.
Моцарт создал около полусотни замечательных сочинений, где солировали почти все оркестровые инструменты, и лишь одно он посвятил солирующему гобою. Инструментальные концерты Моцарта – это всегда состязание солиста и оркестра, в котором, как правило, «лидирует» солист. Концерт для гобоя с оркестром до мажор (1777) написан в классической трехчастной форме. Первая часть (Allegro aperto) - здесь гобой в полной мере продемонстрирует свой темперамент. Вторая часть (Adagio non troppo) – великолепная лирическая тема в традициях итальянской кантилены. Третья часть (Rondo: Allegretto) - скерцозный жанровый финал с яркой инструментальной звучностью.
Из всего, что создано для солирующей виолончели, Концерт си минор
Дворжака считается самым известным. Он был написан в Америке, где композитор жил и работал с 1892 по 1895 годы. Премьера состоялась уже по возвращении в Прагу. Успех был оглушительным. Как писал один из биографов композитора: «В этой музыке звучит ностальгический голос настоящего чеха». Не удержался от оценок и современник Дворжака, Иоганнес Брамс: "Почему только я не знал, что концерт для виолончели можно так написать? Я бы давно уже написал его!.." – воскликнул композитор, услышав гениальное виолончельное соло, передающее неподражаемую вокальную природу инструмента. Сегодня Концерт Дворжака входит в репертуар ведущих виолончелистов мира.
О СОЛИСТАХ
Анна Кузнецова (арфа)
Анна Кузнецова родилась в Санкт-Петербурге в 2002 году. С 2009 года – ученица Лицея искусств «Санкт-Петербург» по специальности «народный вокал». С 2015 года обучалась по специальности «арфа» (класс преподавателя Ольги Дымской). Выпускница Санкт-Петербургского музыкального училища имени М.П. Мусоргского (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Ирины Тищенко). С 2022 года – студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова в классе того же педагога.
Лауреат III степени X международного конкурса им. Савшинского (Санкт-Петербург, 2019).
Принимала участие в мастер-классах Дарьи Ерофеевой (2017), Чагатая Акйола (2018), Оксаны Сидягиной (2018), Софьи Кипрской (2021) и Эмилии Москвитиной (2022).
Полина Ворсина (гобой)
Полина Ворсина родилась в 2002 году в Кемерово. Окончила Новосибирскую специальную музыкальную школу (класс преподавателя Елены Макаровой). С 2020 года – студентка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Алексея Уткина).
В 2018 году стала победительницей III Международного конкурса музыкантов-исполнителей «Классическая академия» (Москва).
Принимала участие в мастер-классах Вашингтона Барелла, Дмитрия Булгакова, Филиппа Ноделя.
Обладательница стипендии Губернатора Новосибирской области им. А.М. Каца (2019-2020), Стипендии им. А.М. Каца (2019). Победительница III Открытого Всероссийского конкурса молодых исполнителей ансамблевой музыки «Сибирские музыкальные ассамблеи» (Новосибирск, 2019).
Ведёт активную концертную деятельность. Выступала с Новосибирским академическим симфоническим оркестром в Государственном концертном зале им. А. М. Каца Новосибирской филармонии; на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Богдан Ефремов (виолончель)
Богдан Ефремов родился в 2005 году в Санкт-Петербурге. Обучался в Детской музыкальной школе №20 Курортного района. С 2019 года – студент Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных (класс Заслуженного артиста РФ Игоря Зимина).
В 2019 году завоевал награды и звания:
- лауреат I степени Международного конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г.В.Свиридова
– лауреат III степени «II International Klaipeda Cello Competition «CelloKlaipeda» (Литва)
– победитель Всероссийского телевизионного конкурса детских талантов «Синяя Птица» (Москва)
2021 – Гран-при IV Международного конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени профессора В.И. Шера (Петрозаводск)
– лауреат I степени V Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого.
Принимал участие в мастер-классах Йенса Петер Майнца, Франса Хельмерсона, Фернандо Ариаса, Давида Герингаса, Александра Николаевича Бузлова.
С 2019 года – стипендиат Фонда поддержки молодых музыкантов М.Л. Ростроповича.