+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
05 июня 2020
В 2020 году исполняется 110 лет экстраординарному событию. В мае-июне 1910 года на сцене Самарского театра-цирка «Олимп» прошли гастрольные концерты симфонического оркестра знаменитого дирижера, издателя, подвижника Сергея Кусевицкого с участием гениального композитора и пианиста Александра Скрябина.

Начало (I частьII часть, III часть)
IV. Триумфальное шествие

Поволжский тур симфонического оркестра Сергея Кусевицкого в 1910 году имел высокую просветительскую миссию - он знакомил российскую провинцию с талантливым русским композитором А.Н. Скрябиным. Гастроли получили огромный успех. Всюду - переполненные залы.

Первым из серии волжских концертов был концерт в Твери. Жена Скрябина Татьяна Федоровна Шлёцер сообщала в письме: «В Твери громадный успех. Зал был полон. Концерт прошел в зале Дворянского собрания».

Сохранился рисунок художника Роберта Штерля: на нем узнаваемыми контурами проступают очертания колонн зала Дворянского собрания в Твери, за роялем - А. Скрябин. При небольшом росте, его отличали прямая и гордая осанка, изящество движений, которое не раз отмечали в своих воспоминаниях современники. Статьи рецензентов и критиков пестрели восторженными отзывами: «Эти концерты приходится назвать не только редким, но еще и небывалым явлением в нашей музыкальной жизни… их нельзя не причислить к артистическим подвигам!».

А вот фрагмент рецензии таинственного музыкального критика Fis («Фа-диез») на первый концерт оркестра Кусевицкого в Самаре, который прошел 7 (20) мая 1910 года в «Олимпе». «Волжское слово», май 1910 г.:

«Трудную задачу, предъявленною программой, оркестр под управлением талантливого дирижера С. Кусевицкого, выполнил блестяще, мастерски, виртуозно. Молодой дирижер не упустил ни одной мелочи в интерпретации и с педантичностью отнесся ко всем деталям исполняемых сочинений. Его – пиано, форте, крещендо – безукоризненны и, в общем, оставили громадное впечатление. Одно позволим себе констатировать, что программа второго отделения, видимо, лежала ближе к сердцу молодых оркестрантов, и потому в исполнении сказывалось больше увлечения; вследствие этого художественный пыл и задор заразили и всю аудиторию…».

А в рецензии на все три концерта Волжского турне оркестра Сергея Кусевицкого таинственный Fis в «Волжском слове» 1910 года подытоживает:

«Если после трех концертов, мы и не сделались сразу истинными знатоками и ценителями серьезной музыки, то, тем не менее, симфонические вечера уже принесли большую пользу: во-первых, они доказали возможность их, затем они возбудили к себе интерес среди лиц, не слыхавших до сих пор такой музыки, и, наконец, всем посетителям доставили духовное наслаждение; поэтому вполне верим, что окажемся лишь послушным выразителем общественного мнения, если выскажем С.А. Кусевицкому глубокую признательность за организацию большого и смелого культурного предприятия, выполненного им блестяще».

И.В. Липаев, выпустивший в 1913 г. монографический очерк о Скрябине, назвал эту поездку «Триумфальным шествием нашего артиста. Не было ни одного приволжского города, публика которого не принимала бы Скрябина с горячим энтузиазмом».

(Продолжение следует…)