+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
08 июня 2020
В 2020 году исполняется 110 лет экстраординарному событию. В мае-июне 1910 года на сцене Самарского театра-цирка «Олимп» прошли гастрольные концерты симфонического оркестра знаменитого дирижера, издателя, подвижника Сергея Кусевицкого с участием гениального композитора и пианиста Александра Скрябина.

Начало (I часть, II часть, III часть, IV часть)
 
V. Исполняет автор
(Окончание)
 
Что же исполнил в Самаре Александр Скрябин в мае 1910 года? Что услышали здесь, на берегах Волги, в театре «Олимп» братьев Калининых современники композитора?..

Их вниманию был представлен Концерт Скрябина для фортепиано с оркестром, ор.20.

Немного из истории его создания. В середине сентября 1896 г. Александр Скрябин вернулся в Россию, завершив свое первое концертное турне, и начал работу над сочинением фортепианного концерта. Ему 24 года. Он познакомился со студенткой консерватории Верой Исакович. К лету 1897 г. работа над концертом была завершена, а в конце августа Вера Ивановна стала его женой. В конце сентября молодая чета приехала в Одессу, где Скрябин впервые выступил со своим фортепианным концертом. Василий Сафонов, дирижировавший оркестром, сообщил Цезарю Кюи о том, что Скрябин имел огромный успех. Этот концерт стал новым словом в русской инструментальной музыке. В нем получили развитие новаторство композитора в области мелодики, гармонии и жанровой трактовки произведения.

Ткань фортепианного концерта А. Скрябина по-шопеновски воздушна и прозрачна. Ее музыке свойственны нервная трепетность и взволнованность. Юношеский фортепианный концерт, несущий в себе звуки весны, романтических надежд, устремленности к мечте, наполнен певучими темами и будущими гармониями «томления». В ярких контрастах его музыки нашли отражение противоречия той сложной эпохи. Слушатели дореволюционной Самары ощутили на себе влияние его экспрессии, бурлящего мира скрябинских исканий.

По воспоминаниям современников, игра А. Скрябина отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворенностью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, богатством и разнообразием тембровых красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации…

Таким, во всем великолепии его исполнительского и композиторского дара, услышала в 1910 году Скрябина - Самара, которая в 1893 году помогла ему победить отчаяние…
 
***
Спустя пять лет после легендарного Волжского турне, весной 1915 года, после неожиданной и трагической смерти Александра Скрябина, Сергей Кусевицкий провел серию концертов, посвященных его памяти. Сборы от них он передал семье композитора, оставшейся после смерти Скрябина без средств к существованию.